Трехглавый китайский дракон пробует уксус

Автор: Идущий

Вот какое я название накрутил. Интересно, сколько читателей догадалось бы, о чем пойдет речь в посте, по одному названию, без анонса? ;) Не будем играть в загадки – в этой статье рассмотрим наиболее распространенные религиозно-философские учения Китая, на примере классической картины «Пробующие уксус». Несмотря на такую весьма серьезную, на первый взгляд, тему, я вам обещаю, что читать будет легко и познавательно, и, даже если Китай вас интересует мало, надеюсь вам будет интересно прочесть. :)

В Китае выделяют три основных направления философии/религии: Даосизм, Буддизм и Конфуцианство. Еще значительные роли играет ислам и даже, вроде бы, христианство, но не настолько важные, как первые три.
У даосизма, буддизма и конфуцианства много общего, но и существуют различия, которые и нашли отражения в этой замечательной картине неизвестного художника «Пробующие уксус». Сюжет простой – Кун Цзы (Конфуций), Будда и Лао Цзы стоят возле бочки с уксусом и пробуют его на вкус:
Будда, буддизм, Восток, Даосизм, Китай, Кун Цзы, Лао Цзы, Религии Дальнего Востока
Совершенно очевидно, что являясь сторонниками разных учений они и воспринимают уксус по-разному. Хоть это и не очень заметно на репродукции картины, считается, что у Кун Цзы (слева) кислое выражение лица, у Будды (по центру) и того лучше – горечь на челе и лишь Лао Цзы улыбается. Вот его мимику хорошо видно, кстати.  Почему же, пробуя одно и то же, три отца китайской философии/религии столь по разному реагируют? Уксус, в данном случае, – олицетворение жизни. И как же воспринимают жизнь мудрецы?

Кун Цзы является представителем классического отношения китайцев к жизни – в начале времен был «Золотой век», который с каждым днем все удаляется. Человек отклоняется от естественного пути природы и, как следствие, портит и себя и землю. Согласно учению Конфуция более всего почитать следует предков, соблюдать ритуалы, в общем жить, как предки и, таким образом, обретать равновесие. Жизнь для Кун Цзы несовершенна,  потому лицо у него – кислое.

Будда пропагандировал учение о страданиях и избавлении от них. Первая истина Будды гласит – «жизнь есть страдание», потому и ожидать от него другой реакции, кроме горько сжатых губ и сведенных бровей будет наивным. Горький Будда жаждет Нирваны и отдыха от суеты и несправедливости жизни.

Лао Цзы. На первый взгляд, человек, улыбающийся во время пробы уксуса, производит странное впечатление. Мы знаем, что уксус – не сахар и радоваться, вроде бы, нечему. Чему же улыбается «Старый ребенок»? Уксус – часть Вселенной и Дао. По своему предназначению уксус и должен быть кислым, а жизнь, которую символизирует уксус, кислая для тех, кто видит в ней только кислоту и горечь. :) Лао Цзы воспринимает жизнь, как перемену различных состояний – грустных и веселых, счастья и несчастья, любви и ненависти… Поэтому уксус для него сладкий, как и жизнь, которую он принимает со всем ее разнообразием.

А чей путь вам нравится больше? ;)

Метки:

, , , , , , ,

Советую также почитать:

Нравится пост? Не забудь нажать "+1"

Комментариев: 22

  1. Мне, конечно, хочется воспринимать жизнь, как Лао Цзы. Но очень часто мерзкий червячок Кун Цзы точит мое сознание :) Какая статья хорошая, прочиталась на одном дыхании, а ведь и забыла уже эту притчу :) Спасибо, родной ;)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Ой. краснею, цвету и пахну ;)

    [Ответить]

    Бегущая Следом

    23.07.2010
    19:21

  2. Так просто выразить основные положения трех философских течений в выражениях лиц… Жаль, что автор этой картины неизвестен. Когда-то в школе на уроках Истории религии нам рассказывали о всех трех течениях: контрольные, зачеты – но мало что осталось в воспоминаниях сейчас. А такой наглядный пример и емкое описание вряд ли можно забыть!

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Мне тоже очень нравится картина – очень емко получилось. Интересно, что вряд ли эта встреча могла быть в реальности – Конфуций и Будда жили хоть и в близкие времена, а все же по возрасту разница должна быть существенной. А Лао Цзы многие историки вообще считают собирательным образом :)

    [Ответить]

    Мара

    24.07.2010
    07:22

  3. Да, непосвящённому в китайские тонкости по одному названию можно заблудиться в догадках.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Даже после прочтения моего упрощенного пересказа сложно? :(

    [Ответить]

    Антонина

    24.07.2010
    07:28

  4. Согласна с Антониной…. сложновато на слух :) )

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Наверное, я слишком давно и глубоко погрузился – мне кажется все таким простым и очевидным… Ничего скоро я начну еще серию постов по Даосизму с помощью Винни Пуха и моих комментариев, думаю, разберемся :)

    [Ответить]

    Cветлана Ответил:

    :) О да!!! Винни Пух – то что надо нашим раскалённым мозгам :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Если хотите ждать, пока я доберусь, можно читать прямо сейчас: [ссылка] :) Как раз к тому моменту как я начну – вы уже будете в курсе :)

    [Ответить]

    Cветлана Ответил:

    Классная история!!! :) :) :)
    Интересно, какой пух следующий?

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Не совсем понял. Что-то я с утра плохо соображаю :(

    [Ответить]

    Andrey B&Barhatov Ответил:

    Собрался цитировать Бенджамена Хоффа? :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Нееее, ни в коем разе. Пообсуждать – да, а цитировать? нафиг оно мне надо? :)

    [Ответить]

    Cветлана

    24.07.2010
    07:46

  5. очень интересно, спасибо) Первое отношение к жизни мне точно не близко. Очень многие любят побрюзжать о том, что раньше жизнь была лучше, солнце ярче, а трава зеленее, меня всегда это раздражало и на такой стиль размышлений я никогда не скатываюсь. С тем, что жизнь – страдание я как-то тоже не согласна. Мне кажется, что жизнь для каждого такая, какой он сам ее делает, какой путь каждый для себя выбирает и никто, наверно, не сможет глобально изменить мир, но в своей жизни что-то поменять точно сумеет, было бы желание. Так что наверно мне все-таки ближе последнее) Хотя на практике все гораздо сложнее, чем в теории, сказать, что уксус сладкий – легко, а вот попробуй не поморщиться)) Редко удается не скатывать с позитива на негатив.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    У Конфуция не совсем брюзжание… Оно несколько конструктивнее. :) Более близкое к критике, что вот перемены меняют далеко не в лучшую сторону. Не зря у китайцев есть проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен» :D Будда, свое мировоззрение строил на наблюдениях, с определенной точки зрения- он прав, если рассматривать всю его систему в целом. Ведь вторая истина гласит – у каждого страдания есть причина, убери его и уберешь страдание». Но мне тоже ближе всего подход даосизма ;)

    [Ответить]

    Меони Ответил:

    эпоха перемен по сути не прекращается никогда и я не вижу в этом ничего плохого)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Если считать, что перемены – априори – негативные, то перемены- нежелательны. :) Конечно же, мы знаем, что перемены есть и такие и сякие. В данной пословице имеются в виду глобальные перемены, которые не могут быть положительными, потому что любые перемены уводят от далекого идеального мироустройства. :) Философия Кун Цзы, значительно сложнее той, что я привел в посте, хотя в общих чертах я указал вроде бы правильно. И как любая система взглядов и верований, она стройна, логично обоснованна и имеет достаточно твердую под собой почву :) Что не делает меня ее поклонником, правда ;)

    [Ответить]

    Меони Ответил:

    ну само собой всю философию в одну фразу не запихнуть) Не сомневаюсь, что она стройна и логична, если у нее такое множество последователей.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Я думаю, можно провести аналогию с ортодоксальной христианской религией, впитавшей элементы славянского язычества. Так и в Китае – вряд ли можно найти чистый буддизм, даосизм или конфуцианство. Яркий пример – храмы Шаолинь. Теоретически – буддистские, а по факту – фьюжн всех вышеупомянутых мной китайских учений. :)

    [Ответить]

    Andrey B.Barhatov Ответил:

    Этот дурацкий вариант вольного перевода процитировапн явнно из Задорнова.
    Ближе к оригиналу будет звучать так: Я проклинаю тебя – чтобы ты жил в значительные/знаменательные времена
    На инглише перевод с древанекитайского звучит так:
    I curse you; may you live in an important age
    Ну а вообще, читай лучше в оригинале :) 我詛咒你,祝你生活在一個重要的年齡

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Задорнова никогда не слушал… Это я где-то давно из реала подцепил.. А ты уверен, что мы говорим об одной и той же фразе? Мой вариант имеет смысл с точки зрения Конфуцианства, а твоя – мне над ней надо еще думать, чтобы понять… Погрузился в размышления….

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Подумал. Пришел к интересному выводу.
    Я молюсь (желаю), чтобы твои условия быта (жизнь) была одинаковой(схожей) с важными временами. Такой вот перевод с китайского. Знаешь, по-моему и мой перевод и твой по смыслу идентичны, просто мой является адаптированным под европейцев. Различие в конце фразы «эпоха перемен» и «важная эпоха». Мне кажется, что важная эпоха в каком-то смысле как раз подразумевает годы свершений, потрясений, а это и есть смутная эпоха перемен ;)

    [Ответить]

    Меони

    24.07.2010
    10:38

  6. Очень познавательный пост, спасибо

    [Ответить]

    Денис

    25.07.2010
    09:34

  7. Буду стараться и дальше радовать читателей познавательно :)

    [Ответить]

    Идущий

    25.07.2010
    10:05

  8. Приглашаю вас на мой отчет об отпуске!

    [Ответить]

    Арлетт

    25.07.2010
    19:06

  9. Я немного знакома с философией Дао, в молодости увлеклась, читала много, а остальные течения мне совсем не знакомы. В даосизме что-то нравится, что-то отвергается сознанием напрочь, это все чужое для нас, но интересно.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    А можно подробнее, что отвергается? Для меня даосизм такой природный, естественный. Произошедший от наблюдения за природой.:)

    [Ответить]

    Kupena

    26.07.2010
    06:34

  10. А китайцы предпочитают одно учение или следуют всем сразу? Короче, что сделает рядовой китаец, попробовав уксус? :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Предпочитают каждый свое. Но учения так переплетены, что вряд ли существуют в чистом виде.

    Короче, что сделает рядовой китаец, попробовав уксус?

    Сначала скуксится от кислоты, помянет «незлым тыхым словом» Будду и весь пантеон полубогов, а затем улыбнется и будет жить дальше. :)

    [Ответить]

    Олли

    26.07.2010
    07:39

  11. Лао-Цзы – наш выбор. Не смог бы выбрать ничего иного :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Я и не стал бы сомневаться. Сама суть учения ЛаоЦзы, НМВ – проекция жизни такой как мы ее воспринимаем. :) Хотя буддизм, особенно дзен, меня тоже достаточно привлекает. :)

    [Ответить]

    Ptah

    26.07.2010
    10:26

  12. Да , если соблюдать принципы этих трех мудрецов, то получается вполне сносно: радуешься жизни в настоящем, помнишь о прошлом (включая предков и традиции) и думаешь о Нирване в будущем, несмотря ни на что… Не так уж и плохо :-)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Во, а временное разделение мне в голову не приходило – прикольно :)

    [Ответить]

    Ingwar

    26.07.2010
    14:02

  13. Почитал комментарии, но столько всего, что писать … кому-то ответ пока … не варит голова для этого))))

    Даешь ЛАО ДЗЫ %)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Еще один был «совращен» старым хитрым китайцем с моей помощью ;)

    [Ответить]

    ХрюнделЪ

    26.07.2010
    14:17

  14. автор, поздравляю тебя! Не думал, что на такой пост, достаточно сложный для мира клипов и твиттера, будет столько откликов… :) Рад за тебя

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Что, правда такой сложный? :( Мне казалось, что так все просто… :)

    [Ответить]

    twiceal Ответил:

    да ладно, нам Пающие трусы ближе, нежели японцы с их хокку… :(

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Мне и «Пающие трусы» нравятся. :) Есть пара прикольных песен у них ;)

    [Ответить]

    twiceal

    26.07.2010
    14:56

  15. Учения Китая очень сложны и наверное не все могут понять его смысл. Хотя, если разобраться…

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Нет ничего невозможного. :) Да и сложного там нет. Если есть желание или интерес- так тем более. :)

    [Ответить]

    Туристка

    27.07.2010
    19:28

  16. Я не могу выбрать какое то отдельное учение/философию, и не только из китайского. Хотя конечно ты мои пристрастия в этом направлении знаешь, и 道德經, я цитирую чаще чем скажем Библию или Коран. Но в целом у меня большие сложности с выбором. Скорее некий сборник тезисов, переодический повергающий меня в транс или размышления

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Но из этих трех, ты тоже скорее всего выберешь даосизм, потом по нисходящей буддизм, причем я думаю скорее дзен, а не буддизм и в самом конце – конфуцианство? То ли мы таксильно от китайцев отличаемся, то ли идеи КунЦзы настолько устарели… совсем никак нам не подходят…Что интересно и в Китае далеко не все любили учение его. Тот же Шихуанди со своими казнями хм…

    [Ответить]

    Andrey B.Barhatov

    27.07.2010
    21:18

  17. а я честно говоря, не сразу Конфуция заметила…
    конечно его отношение к жизни самое привлекательное. но почему-то подумалось, что может стоит совмещать все эти три таких разных пути в один? ведь весь мир – это гармония черного и белого, хаоса и порядка, разрушения и созидания. и если жить лишь так как жил Конфуций или Кун цзы будет что-то не то… всегда нужна золотая середина – в мире есть и радость и страдание.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Для вас самое привлекательное – это быть кислым, потому что жизнь – несовершенна, как утверждал КунЦзы? А почему не так как Будда, который учил что жизнь- страдание, но давал путь жаждущим избавления от страданий? Или не Веселый старик ЛаоЦзы? :)

    [Ответить]

    Кристина

    28.07.2010
    18:03

  18. Я сильно ошибусь, если вспомню про то, что Шива ходит в белых одеждах из уважения к Брахме, а Брахма – в чёрных их уважения к Вишне? Если нет, то мне это напомнило.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Честно говоря не помню. :( Индуизм от меня так далек по времени… Я им интересовался в 1990-1992 годах ориентировочно.

    [Ответить]

    Круфоко

    26.10.2010
    14:52

  19. «Чтоб ты жил в век перемен» – проклятие для конфуцианцев, а для людей Дао – это пожелание Удачи…

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Для конфуцианца – соглашусь. Насчет людей Дао и пожелания Удачи – не уверен. Объясните, что вы подразумеваете под этим термином и почему вы считаете это пожеланием Удачи?. :)

    [Ответить]

    izDAO

    06.12.2010
    12:38

  20. Есть только одно Постоянство – постоянство временного. Обычный человек всегда стремится к постоянству (свой дом, одна работа,…) – чувствует себя комфортно, спокойствие… Перемены – что-то Новое, неизвестное…, и только Перемены влияют на развитие сознания (личностного и духовного)… Противоположность также верна и имеет такуеже силу… Чем чаще сознание переходит из крайности в крайность, и при этом чувствует себя комфортно и спокойно – есть как есть, какая разница… Вы Человек Дао…

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Интересная мысль. Вы меня кстати подтолкнули к размышлению – и, ведь, действительно, с точки зрения даосизма, это проклятие абсолютно бессмысленно (так как все перемены принадлежат Дао), а вот с точки зрения конфуцианства – это чуть ли не самая суть Учения. :) Ну, не зря же исследователи-синологи говорят, что в Китае все три Учения очень тесно переплетены и порой отделить одно от другого очень сложно. Вот и абсолютно конфуцианская мысль пропитала насквозь всю культуру Китая :)

    Вы Человек Дао…

    :) Тут я отвечу как один персонаж в «Золушке» – «Я не волшебник, я только учусь». Мне еще очень и очень далеко до этого состояния, я пока что просто Идущий ;)

    [Ответить]

    izDAO Ответил:

    Дао, которое можно выразить словами – выделяет ограниченную часть настоящего Дао
    Имя, которым называю – придаю ограниченную часть признаков названного

    Отсутствие, Все что без Имени – неотъемлемое дополнение,которое рождает начало и конец всех вещей
    Наличие, Все что с Именем – неотъемлемое дополнение,которое рождает и превращает все вещи

    Специально разделяю, чтоб возникло желание узнать о том, о чем нельзя сказать
    Узнать возможно, только отказавшись от желания познания

    Когда сможешь себе позволить – иметь и не иметь желаний и Имени
    Когда не ведаешь границы, между наличием и отсутствием

    Станешь на путь постижения сокровенного
    Движение, по которому, от тебя уже не зависит

    P.S. Это первый стих Дао Дэ цзина в моем вольном изложении…
    «Идущий» – хороший ник (даосский – ты на Пути), последние две строки говорят,
    что здесь не возможно быть только учеником, плюс Учитель, они всегда вместе…
    Удачи в постижении сокровенного…
    С любовью и благодарностью, изДАО.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Мне даже как-то нечего добавить или сказать :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Почему-то не получается оставлять коментарии у вас на блоге. :( что-то с файлом wp-comments – проверьте наличие его.

    [Ответить]

    izDAO

    06.12.2010
    13:11

  21. Мне кажется, что китайцы не заостряют внимания на различиях, а видят общее. Каждому свое, и тогда, когда это нужно. В этом содержится большой смысл. Наличие разнообразия в духовных практиках дает возможность каждому человеку найти то, что ему конкретно требуется в данный момент, поэтому не вижу смысла в противопоставлениях и повода для разногласий. Быть может, поэтому я сама радуюсь всегда, когда нахожу отклик в душе, соприкасаясь с мудростью, которая содержится повсюду…И у меня никогда не возникает желания фанатично следовать тому или иному учению. Тем самым я не ограничиваю себя в самоусовершенствовании. Это очень помогает принимать жизнь во всем ее многообразии и смирять свою гордыню:)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Конечно не заостряют – они с детства привыкли к тройственной религии. :) Для них это также естественно, как для искренне верующих жителей бывшего СССР их странная религия – смесь язычества, анимализма, ортодоксального христианства и культа предков (впрочем только дальние отголоски). :D

    [Ответить]

    Марина

    18.01.2011
    14:48

  22. Картину-то эту/миниатюру с темя мудрецами кто написал? Может, кто-то знает? Не может быть, что это – неизвестный художник. Меня это больше всего интересует в отличие от всего остального.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Из поста:

    в этой замечательной картине неизвестного художника «Пробующие уксус».

    Картине, по разным оценкам от 1500 до 2200 лет, потому и не сохранилось имя художника.

    [Ответить]

    fmmarianne

    17.04.2011
    13:49

ВНИМАНИЕ! Возможна задержка публикации комментариев.

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

*

*

Ваш комментарий: