Чжоу Цзунхуа и его три Пути

Автор: Идущий

Восток, Дао, Даосизм, И-цзин, Китай, книга, литература, медитация, Тай Цзи, Чжоу ЦзунхуаНе знаю, как у кого, а у меня часто возникают ситуации, когда обычная мелочь оказывается той точкой, после которой в моей жизни происходят значительные перемены. Далеко не всегда можно отследить, правда, этот самый момент, когда из мелочи рождается что-то продолжительное, важное и основательное. Именно такой точкой, в свое время, для меня стала книга Чжоу Цзунхуа «Дао Тайцзи-цюаня. Путь к омоложению.» Приобрел я ее совершенно случайно примерно в 98-99 годах. В то время я не очень сильно интересовался Тайцзи, но уже успел прочитать Дао Дэ Цзин и проникнуться интересом к даосизму. Собственно говоря, книгу-то я купил только из-за наличии в названии слова «Дао». :) Просто ничего более подходящего, на тот момент, в «Классике» не было. Читал я тогда много, литературы было в запасах на год вперед, поэтому и добрался я до «Дао Тайцзи-цюаня. Путь к омоложению.» не очень скоро. Но после прочтения, я купил и оставшиеся две книги трилогии – «Дао И-цзина. Путь к прорицанию» и «Дао медитации. Путь к просветлению». Вот обо всех этих книгах я сегодня и расскажу.

Немного о самом Чжоу Цзунхуа.
Родился в 1917 году и к моменту своего знакомства с ТайЦзи в 1964 году был состоявшимся в жизни человеком. Учитель математики, автор более 30 книг. В 47 лет у него были серьезные проблемы с сердцем и желудком. Его друг познакомил Чжоу Цзунхуа со своим учителем Тайцзи-цюаня. Сравнив здоровье 60-летнего учителя и свое, Чжоу бросил курить и начал упорно заниматься ТайЦзи, что привело к полному выздоровлению в течение пяти лет. За свою жизнь, Чжоу Цзунхуа написал три книги и все три имеют в своем названии иероглиф Дао (Путь). Он был популяризатором ТайЦзи во всем мире, основал в США «Тайчи Фарм», где и сегодня желающие занимаются у его учеников. Причиной смерти Чжоу Цзунхуа в возрасте 81 года стала авиакатастрофа. Судя по его состоянию здоровья и жизненной энергии, он мог бы жить еще долго.
Перейдем к обзору книг.

«Дао Тайцзи-цюаня. Путь к омоложению.»
Восток, Дао, Даосизм, И-цзин, Китай, книга, литература, медитация, Тай Цзи, Чжоу Цзунхуа
Сразу скажу, что выучить комплекс Тайцзи по книге ни у кого не получится. Это, вообще, неблагодарное дело – обучаться по книге Тай Цзи, а в данном случае – вдвойне. Несмотря на то, что в книге приведены полностью движения всех форм – семьи У(Ву), Ян и Чэнь, эти базовые схемы могут лишь дать самое общее представление о разных школах. И это – правильно! Хотите изучать ТайЦзи – найдите мастера, благо, сейчас почти в каждом крупном городе можно это сделать. Основная ценность этой книги в теоретическом материале. Кроме истории и легенд об учителях Тайцзи и самом внутреннем стиле, книга содержит следующую информацию:
-Инь-Ян, Великий Предел (Тай Цзи), У-син (пять элементов), Восемь триграмм и И-цзин. Их взаимосвязь, математическое обоснование, соотношение между собой и причастность к учению о Дао;
-Описание принципов ТайЦзи Цигун (применение в Тайцзи учения о внутренней энергии Ци);
-Теория Тайцзи Цюань;
-Восемь движений Туй Шоу (толкающие руки) – теория, обоснование и правила применения в парных упражнениях.

Книгу рекомендую прочесть не только тем, кто интересуется ТайЦзи, но и всем кому интересна китайская философия даосизма. Все объясняется на примерах, с помощью иллюстраций и очень понятным и простым языком.

«Дао И-цзина. Путь к прорицанию»
Восток, Дао, Даосизм, И-цзин, Китай, книга, литература, медитация, Тай Цзи, Чжоу Цзунхуа
Несмотря на то, что И-Цзин, по своей сути, является скорее конфуцианской, чем даосской книгой, изучающие даосизм вряд ли смогут обойтись без ее чтения. Вариант трактовок, предложенный Чжоу Цзунхуа очень своеобразен. Как писал переводчик, он не смог найти источник ни текстов, ни рисунков, которые использовал автор. :) Вполне возможно, что это интерпретации какого-то малоизвестного варианта. В книге вы найдете:
-Теоретическое обоснование Ицзин и взаимосвязь гексаграмм и триграмм с даосизмом;
-Несколько способов гадания, в том числе, на стеблях тысячелистника, на монетках и динамический метод, основанный на наблюдениях мира;
-Описания всех 64 гексаграм, включающие – картинку, стихотворение, краткую трактовку, трактовку по Вэнь-вану и подробную трактовку по каждой из Яо (шести черт, образующих гексаграмму).

Книга пригодится всем интересующимся религиями и философией Китая, даосизмом и, конечно же, серьезным исследователям И Цзин. Для баловства-гадания она не очень подойдет. ;)

«Дао медитации. Путь к просветлению»
Восток, Дао, Даосизм, И-цзин, Китай, книга, литература, медитация, Тай Цзи, Чжоу Цзунхуа
Это самая «странная» книга из всей трилогии. Честно признаюсь, что у меня она в процессе чтения еще – время от времени я ее читаю, размышляю, потому много написать и рассказать не смогу. :) Кратко о содержании:
-Теория Инь-Ян и ее применение в ТайЦзи;
-Четвертое измерение, время, математическое обоснование, примеры, легенды;
-Медитация по-даосcки: теория и практическое применение.
Что еще могу сказать об этой книге? Читать ее стоит только после первых двух (или хотя бы первой) иначе будет выглядеть скучной и малопонятной. Книги этого автора стоят тех денег, которые указаны на ценниках и я бы рекомендовал покупать бумажные варианты. Для первичного ознакомления можно и скачать из интернета, а то вдруг вам не понравится? Где? Давайте я поищу книгу Чжоу Цзунхуа «Дао Тайцзи-цюаня. Путь к омоложению.» за вас? ;)

В будущем я планирую неоднократно ссылаться в постах на эти книги – они ведь, действительно неиссякаемый источник информации.

Метки:

, , , , , , , , , , , , , ,

Советую также почитать:

Комментариев: 4

  1. Никогда не слышал про четвертое измерение в таком контексте. Надо будет качнуть на электронную книжку :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Там не только это интересное. Но про 4 измерение действительно написано понятным языком. :)

    [Ответить]

    Ptah

    11.03.2011
    19:42

  2. согласен насчет самостоятельного изучения: выучить можно – но только нечто сугубо индивидуальное. Не классический стиль

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Я даже не берусь предсказать, что в итоге будет выучено. :) В свое время по книге выучил 2 первых формы… Даже вспоминать смешно, насколько ощутимой оказалось разница с тем, что потом показывал и рассказывал учитель нам :)

    [Ответить]

    twiceal Ответил:

    но давай с другой стороны: книга – единственный источник (село, поселок и т.п.). Как быть? Хоть как-то по книге… Лучше, чем ничего

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Мммм, нет. Чисто для ознакомления с теорией – да, для занятий – нет. Хорошо, если просто бес пользы получится, а если будет вред? О_о Насчет села, расскажу такую историю. К нам на занятия приезжал человек из другого города. Регулярно три раза в неделю. В общей сложности дорога в один конец занимала у него 1,5 часа. Вот так, 1,5+1,5 дорога и 2 часа занятие. Он очень хотел заниматься ТайЦзи.

    [Ответить]

    twiceal

    14.03.2011
    21:00

  3. Я далек от этого. Думаю к таким вещам надо подходить постепенно и целенаправленно. Отложим до лучших времен :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Книги будут полезны и интересны даже далеким от даосизма людям. В первой книге очень хорошая теоретическая часть, но уговаривать не буду. :)

    [Ответить]

    Дмитрий

    20.03.2011
    02:07

  4. И Цзин является конфуцианской книгой???????

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Да. :) 1 из частей Пятикнижия конфуцианства. Что, впрочем, не мешает ей быть и даосской:

    Несмотря на то, что И-Цзин, по своей сути, является скорее конфуцианской, чем даосской книгой, изучающие даосизм вряд ли смогут обойтись без ее чтения

    А что смущает? Меня уже одно название – «Книга ПЕРЕМЕН» отправляет к Конфуцию. :)

    [Ответить]

    Infusiastic Ответил:

    Во-первых, меня смущает то, что И Цзин была создана до появления конфуцианства, и включена в конфуцианский канон пост фактум, через много лет после смерти Конфуция, который ею не интересовался. Во-вторых, И Цзин целиком и полностью основана на даосских понятиях 阴阳五行. Конфуций вообще не интересовался мистическим! Конфуцианство ведь рационально до упора. Да и внимание к переменам гораздо более характерно для даосизма, чем для конфуцианства, насколько я (весьма убого) понимаю оба учения.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Вопрос интереса Конфуция к Ицзину строится на предположениях, что он об этом не писал. Хотя это не полностью доказывает факт – я, например, тоже не пишу обо всем что меня интересует.
    Конфуций вообще не интересовался мистическим!
    Но, в то же время существует и мнение, что Конфуций сказал, что хотел бы прожить еще одну жизнь, чтобы получше изучить именно Ицзин. Хотя по количеству анекдотов, в которых они выступают героями, соперников у Конфуция и Лао цзы наверное, нет. :) Так что все может быть ;)
    Мне кажется, что правильнее всего было бы считать, что Ицзин в равной степени даосская/конфуцианская книга. Учитывая, что образование в Китае долгое время ассоциировалась в большей степени с конфуцианцами – ничего удивительного, что они этот памятник литературы под себя «подмяли». Для меня тоже является загадкой, почему рационалисты-конфуцианцы включили Ицзин в Пятикнижие – и гадательные методики, и явная корреляция гексаграмм с комплементарными парами инь-ян даосизма, и сам характер построения толкований, окутанный мистицизмом и недосказанностями, характерными для даосизма, должны были отбить всякое желание. Но…. Может дело все-таки в том, что все три Учения столь тесно переплелись, что по сути являют собой одно, но тройное? :)

    [Ответить]

    Infusiastic Ответил:

    Насчёт того, что там переплелось, я не в курсе, потому что не изучал досконально этот вопрос. По крайней мере, обычная точка зрения современных китайцев (не обязательно верная, впрочем), что конфуцианство и даосизм — это противоположные по смыслу учения, мне даже в рецензии на моё эссе про Лунь Юй особо указали как на неподходящую, на цитату из Чжуан-цзы.

    Скорее всего, книгу под себя «подмяли» в целях усиления собственного авторитета, примерно как индуисты пост фактум объявили Будду Шакьямуни аватарой Вишну.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    С точки зрения даосизма – если учения противоположные по смыслу – то они комплементарны и, кроме всего прочего, содержат в себе часть другого. ;) Собственно говоря, мы несколько удалились от темы поста – Лучше скажи, читал ли ты книги этого автора и как впечатление если читал :)

    [Ответить]

    Infusiastic Ответил:

    У меня как раз есть упомянутая книжка по И Цзину, хотя я только начал её читать, поэтому целостного впечатления дать не могу. Но интересная и хорошая книга, с одной стороны, автор явно в теме (в отличие от отечественных исследователей), во-вторых, он излагает для западных дебилов, и поэтому получается гораздо понятнее (чем у отечественных исследователей). Будет время, хочу дочитать.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Это да – такого последовательного и подробного изложения, причем без излишнего занудства свойственного, кстати, некоторым западным авторам я не встречал. :) У него все три книги очень интересны и познавательны. Но по сложности чтения про Ицзин, наверное, самая сложная – особенно, раздел, посвященный динамическому гаданию. :)

    [Ответить]

    Infusiastic

    23.03.2011
    04:21

ВНИМАНИЕ! Возможна задержка публикации комментариев.

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

*

*

Ваш комментарий: