В своей жизни я сталкивался с большим количеством систем прорицания/предсказания будущего и оракулов – руны, карты таро, нумерология, астрология… Честно говоря, из всего, с чем был знаком, только руны и Канон перемен (Ицзин) произвели на меня впечатление не только массой информации, точностью прогнозов, но и самой структурированностью системы. О рунах я напишу как-нибудь в другой раз и, наверное, не в этом блоге. А сегодня я хочу рассказать именно о китайской даосской/конфуцианской/буддистской (понравившееся подчеркните сами) системе – Ицзине.
Даже с самим названием этого памятника общечеловеческой, а не только китайской, культуры постоянно происходит путаница. Причем, не только в русском языке – Канон Перемен/Книга Перемен, но и в китайском, мы имеем две вариации: И цзин 易經/Чжоу И周易.
Забавный факт – то, что Ицзин, являющийся по смыслу и духу даосской книгой, входит и в конфуцианское Пятикнижие. По-моему, это пример того, что в Китае нет строгого и четкого различия между конфуцианством, даосизмом и буддизмом. Вернее, оно есть, но границы несколько эфемерны, что мы и видим на присутствии сразу в двух конкурирующих Учениях одного источника. Впрочем, для нас это не представляет особого интереса – искать различия, лучше вернемся к самому Канону перемен.
История
Автора у И-цзина, как легко можно догадаться, нет. Точная дата ее написания также неизвестна и теряется во мраке веков. В общем, все туманно и загадочно, как и положено Оракулу. Можно утверждать наверняка, что Ицзин старше Библии (что совсем не умаляет ее достоинств, как священного писания). По разным источникам, Книге Перемен дают от трех до четырех тысяч лет. Хотя наиболее авторитетный вариант, как считается, написан в правление династии Чжоу (XII век до.н.э – III век н.э.). Кстати, именно эта династия и дала одно из названий – Чжоу И周易. Как бы там ни было, Канон Перемен – древняя и весьма почитаемая книга в Китае. Кроме того еще и полезная, в чем я попытаюсь вас убедить этой и следующими статьями.
Трактовки/переводы.
Очень хочется произнести мою любимую фразу из ранней юности: «как все запущено». Потому что по количеству трактовок, Ицзин может соперничать с другим китайским литературным источником – Дао Дэ Цзином. Я встречал несколько десятков разных – среди них и русскоязычные авторы – классический перевод Щуцкого Ю.К., более современный Еремеева В. Е., переводы переводов англоязычных китаеведов и т.д. Сегодня я предпочитаю пользоваться вариантом Чжоу Цзунхуа «Дао И-цзина».
Немного теории
Что же собой представляет Канон перемен? Это 64 гексаграммы, каждая из которых имеет свое толкование/объясняющий текст. Гексаграмма – это фигура из шести горизонтальных линий, которые могут быть либо сплошными – Ян (так называемые «девятки»), либо прерванными посредине – Инь («шестерки»). Каждая гексаграмма является сочетанием двух триграмм (8*8=64), которые появляются в результате трансформации рыбы иньян:
В левой части видно, как появляются триграммы, а в правой – совмещенное расположение. Между прочим, восемь триграмм имеют много общего с двоичной системой исчисления, но об этом и многом другом я расскажу в следующих постах.
Пока вы готовитесь к следующей порции информации про Ицзин, на Купонаторе появляются все новые и новые скидки. Например сегодня, я видел там 20% скидку на поездку на горнолыжные курорты Румынии. Если у вас есть желание встретить там Новый год, советую поторопиться.
Вот эти толкования 64 гексограмм я переписала в 14 лет откуда-то и лет десять гадала, бросая 6 монеток. Раз десять лет, значит, что-то уж очень стоящее там было\есть…
И как результаты? Использовались 6 монеток? То есть, сразу каждая монетка – 1 линия. Это самый скоростной способ получения гексаграмм, но говорят, что не самый точный. Я предпочитаю 3 монетки. В следующей статье расскажу про этот способ.
Да просто великолепный результат:) Реальный ответ на вопрос, даже не ответ в прямом смысле, а, как и полагается в гадании, направление для мысли:) Кроме шуток, для осознания, что ли. Жду следующую статью.
Три монетки. И в зависимости от того, как они падали (орлом или решкой) мы рисовали линии. В юности даже помню 1р.50коп. потратила на покупку брошюрки, и многое действительно вставало на свои места (в моём подростковом сознании)
У меня такая тоже была. Скорее всего. В свое время я покупал все книги по Ицзину. Правда, большинство из них имели трактовки адаптированные для западного читателя и мне они не нравились
Ну, тогда да. Наверное и трактовки гексаграмм были в стиле гадалок. У меня были такие копеечные брошюрки когда-то. глянцевая обложка и серая газетная бумага. начинаешь читать толкования ко всем подряд гексаграммам и понимаешь, что тупо разделены на два вида: хорошо/плохо и просто в различную форму облечены.
Вот-вот! Потому и не воспринималось серьезно. Мы устроили новогоднее развлечение с таким гаданием, и все ушли довольные и счастливые, получив уверение в том, что всё будет хорошо. Было это накануне самого страшного периода (накануне 1992 -го), когда не платили зарплаты совсем и многие реально голодали.
Советую еще почитать переводы «Десяти крыльев», выполненные А.Е.Лукьяновым. И А.И.Кобзев довольно много об ицзинистике писал.
А перевод Щуцкого нельзя назвать устаревшим – мало кто сравнится с ним по знанию китайского языка.
Еремеев, увы, этим летом умер
Спасибо, посмотрю. Перевод Щуцкого я бы никогда не смог назвать устаревшим – это классика. Про смерть Еремеева я в курсе – после публикации поста решил посмотреть, есть ли доступные в инете его переводы (готовил продолжение постов) и узнал.
Кстати, еще насчет Перемен вспомнилось. Китайская традиция относит создание текста к т.н. «Средней древности» и упоминает еще о двух системах гадания династий Ся и Инь: Лянь шань 连山 («Соединающиеся горы») и Гуй цзан 归藏 («Возвращение к сокровищнице,хранилищу»).
И еще любопытные системы у Цзяо Яньшоу – И линь 易林 («Лес перемен») – это удвоение гексаграмм Канона Перемен, всего 4096 гуа (интересно, как с этим можно работать?) и у Ян Сюна – Тай сюань цзин 太玄经 («Канон Великого сокровенного»), 81 тетраграмма – помимо иньских и янских черт там появляются черты с двумя пробелами – цзы.
Честно говоря, мои знания об упомянутых вами системах весьма скудны. Если у вас есть желания – могу гостевым постом опубликовать – активная обратная ссылка гарантируется.
С удовольствием Тем более, что не далее как месяц назад читала своим студентам лекции по ицзинистике. Что предпочтительнее: альтернативные И цзин системы? Нумерология? Иньские гадательные надписи и способы гадания?
PS. Странная штука жизнь. В РГГУ ставку Еремеева разделили между мной и Кобзевым. И мы читаем лекции студентам, которые раньше учились у него…
Везучие у вас студенты… А мне в институте геодезию да горное дело читали – временами интересно, но в основном очень скучно было. Насчет темы – мне кажется лучше всего альтернативные И цзин системы. Но смотрите сами, что вам больше хочется рассказать. Я уже третий день пост не могу второй закончить – работа просто физически не дает возможности добраться и основательно засесть за написание поста.
Сколько веков существует человечество, столько люди и гадают. На самом деле пророчества неплохие подсказки для дальнейших действий, особенно когда нет твердой уверенности в правильности выбора.
Тут немного другое. Да, в любой культуре существует практика гадания. Но она, как правило, либо напрямую запрещается религией (как например в христианстве или иудаизме), или не одобряется (как в буддизме).
В Китае было немного другое отношение. Гадание (с помощью «И цзина» ли, или других практик) – это связь с предками, способ коммуникации, а также считывание того, в какой ситуации ты сейчас находишься. Поэтому гадание не рассматривалось как подсказка когда человек стоит на распутье и у него нет твердой уверенности. Гадание по И цзин – это способ понять где ты сейчас находишься и как правильно действовать в данной ситуации, чтобы не нарушить Дао. Подобно тому как когда мы путешествуем, то смотрим на карту чтобы понять в какой точке сейчас и какая дорога нас ждет дальше.
Гексаграммы Канона Перемен не дают застывшую картину, они показывают ситуацию в ее развитии, динамику.
Вот теперь только поняла, что это и для чего. Правда, чтобы понимать ситуацию, наверное, надо быть глубоко погруженным в ту культуру, и нам, далеким от нее, истина не открывается, остается только красивый ритуал.
Светлана, в данном случае будет достаточно погружения в Ицзин. Правда это автоматически вызовет необходимость получения определенных знаний и по даосизму, и по культуре и истории Китая. Скажем так, чем больше практиковать гадание по Ицзин и больше изучать даосизм и Китай, тем больше объектов будет видно на карте местности. Но ничего не заменит практику. Как и в случае с рунами, Ицзин требует регулярного применения и анализа. У меня на смартфоне на винмобайл, была очень хорошая программа – помимо возможности «кидать монетки» на смартфоне, и вывода нескольких видов трактовок, она позволяла вести журнал – все предсказания сохранялись, их можно было оценивать (совпало/нет/не совсем) и к ним со временем можно было оставлять комментарий. Очень удобно для анализа. Нынешняя на андроиде серьезно уступает в функционале.
Я бы к даосизму добавила и конфуцианство. Все-таки И-цзин входит в конфуцианские Пятиканоние и Тринадцатиканоние, «Десять крыльев» были написаны конфуцианскими учеными. Кстати, если углубляться в И-цзин, то не обойтись без изучения неоконфуцианства, философии Шао Юна, Чжоу Дунъи и др.
Согласен, хотя некоторые считают, что включение Ицзин в пятикнижие не является правильным. По-хорошему, и буддизм не будет лишним – хотя бы шапочное знакомство. А там и дзен недалеко.
Ну, тут уж китайской традиции виднее Ведь конфуцианство – это не только этико-политическое учение Конфуция. Это и Мэн-цзы, и Сюнь-цзы. Философия ханьского конфуцианца Дун Чжуншу уже очень созвучна идеям Книги Перемен. Кстати, Пятикнижие и было кодифицировано при ханьском императоре У-ди.
Что до буддизма… Индийский буддизм совсем другой, исходит из иных оснований, хотя есть параллели – то же представление о неописуемости истинной реальности, что и в даосизме. И все-таки буддизм более логичен и психологичен, чего не знала китайская традиция. А вот чань, думаю, А.Уоттс («Путь дзэн») прав, когда сказал, что чань – дитя буддизма и даосизма. И, в сущности, чань-буддизм того же Линьцзи – это уже и не совсем буддизм Никакому правоверному индо-буддийскому монаху и в голову не придет заниматься сельским хозяйством, а чаньские монахи именно этим и занимались. А уж лозунг «Встретил Будду – убей Будду, встретил Патриарха – убей Патриарха» при всей его иносказательности даже в страшном сне не мог присниться монаху из Индии или Центральной Азии.
Я тоже считаю, что Чань – сплав даосизма и буддизма. Собственно, в предыдущем комментарии, буддизм не имелся ввиду индийский. Именно о китайском я говорил, потому и про дзен/чань упомянул
Китайский буддизм – он тоже разный. Даже когда смотришь историю, видно, как идет постепенный отход от индийских моделей и начинается все большая китаизация. Кстати, не только чань сильно китаизирован, просто это раскрученный бренд, спасибо Судзуки, Хайдеггеру и хиппи Есть еще школа цзинту – тоже очень китаизирована.
А вот когда я была в чаньском монастыре, он мне не показался каким-то прямо даосским. Да, видно, что не Индия, много китайского. Но все же это буддизм.
Было бы удивительно, если бы был одинаковый – Китай слишком огромен для однородности.
Кстати, не только чань сильно китаизирован, просто это раскрученный бренд, спасибо Судзуки, Хайдеггеру и хиппи Есть еще школа цзинту – тоже очень китаизирована.
Вот-вот, Судзуки у меня сейчас как раз в процессе чтения. А про цзинту я как-то упустил, надо изучить материал.
Да, продолжительная регулярная практика дает понимание образное и мгновенное озарение, если можно так сказать, чтение между строк трактовки гексаграмм, каждая из которых поэтому никогда не бывает одинаковой, даже если выпадает часто.
Хороший обзор, спасибо.
В прошлом я часто гадал по И-Цзин, по переводу Еремеева, который, надеюсь, благодаря своим заслугам заново обрёл драгоценное рождение человеком, и это действительно очень помогало прояснить ум и найти решение в состоянии полной запутанности.
Удивительно, правда, что при более-менее регулярной буддийской практике эти состояния полной запутанности просто не наступают, и решения становятся видны сами, без обращения к гаданию. Поэтому последние несколько месяцев я уже и забыл, куда монетки положил.
Рад, что тебе понравился. Для меня мнение людей, живущих в Китае, практикующих Ицзин и, как Мария Анашина, профессионально знакомым с Книгой Перемен очень важно. Я же дилетант-любитель. Сейчас вот почти закончил вторую часть, надеюсь найду время на публикацию. Мучаюсь с вопросом- какую из сторон китайских монет считать иньской, какую янской.
Я к такому выводу пришел после анализа там где 2 иероглифа – на всех монетах они одинаковы – то есть это герб, а где 4 -они разные на монетах, следовательно – решка. Но недавно встретил другое мнение на каком-то сайте и длинную дискуссию. Аж засомневался.
Комментариев: 17
Теперь мне стали понятны некоторые вещи
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 15th, 2011 at 13:12
Ничего, я сегодня постараюсь второй пост написать и тебе перестанут быть понятными даже те вещи которые были ясны до того.
Я постараюсь
[Ответить]
Октябрь 15th, 2011 at 14:15
Я была в этом просто уверена
[Ответить]
12:49
Вот эти толкования 64 гексограмм я переписала в 14 лет откуда-то и лет десять гадала, бросая 6 монеток. Раз десять лет, значит, что-то уж очень стоящее там было\есть…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 15th, 2011 at 23:47
И как результаты?
Использовались 6 монеток? То есть, сразу каждая монетка – 1 линия. Это самый скоростной способ получения гексаграмм, но говорят, что не самый точный. Я предпочитаю 3 монетки. В следующей статье расскажу про этот способ.
[Ответить]
Октябрь 15th, 2011 at 23:52
Да просто великолепный результат:) Реальный ответ на вопрос, даже не ответ в прямом смысле, а, как и полагается в гадании, направление для мысли:) Кроме шуток, для осознания, что ли. Жду следующую статью.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 15th, 2011 at 23:57
[Ответить]
22:07
Три монетки. И в зависимости от того, как они падали (орлом или решкой) мы рисовали линии. В юности даже помню 1р.50коп. потратила на покупку брошюрки, и многое действительно вставало на свои места (в моём подростковом сознании)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 16th, 2011 at 12:53
[Ответить]
Ольга Ответил:
Октябрь 16th, 2011 at 14:14
Точно, вспомнила: 3 монетки, бросаем шесть раз. Два орла – длинная, две решки – короткая:) И тетерадку нашла)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 16th, 2011 at 14:33
[Ответить]
11:18
Была у меня такая игрушка. Воспринимала не более чем игрушку и всерьез не относилась.Это было так давно! Интересно узнать подробнее, жду продолжения.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 18th, 2011 at 10:27
Хм. Ицзин я никогда не воспринимал, как игрушку.
[Ответить]
08:57
А как иначе воспринимать, если я этот набор купила одновременно с кубиком рубика , на одном столике?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 18th, 2011 at 12:44
[Ответить]
Октябрь 18th, 2011 at 12:51
Вот-вот! Потому и не воспринималось серьезно. Мы устроили новогоднее развлечение с таким гаданием, и все ушли довольные и счастливые, получив уверение в том, что всё будет хорошо. Было это накануне самого страшного периода (накануне 1992 -го), когда не платили зарплаты совсем и многие реально голодали.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 18th, 2011 at 13:09
[Ответить]
12:17
Очень забавно все-это и загадочно…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 20th, 2011 at 10:41
Что именно вы считаете забавным?
[Ответить]
09:22
Советую еще почитать переводы «Десяти крыльев», выполненные А.Е.Лукьяновым. И А.И.Кобзев довольно много об ицзинистике писал.
А перевод Щуцкого нельзя назвать устаревшим – мало кто сравнится с ним по знанию китайского языка.
Еремеев, увы, этим летом умер
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 30th, 2011 at 19:30
Спасибо, посмотрю. Перевод Щуцкого я бы никогда не смог назвать устаревшим – это классика. Про смерть Еремеева я в курсе – после публикации поста решил посмотреть, есть ли доступные в инете его переводы (готовил продолжение постов) и узнал.
[Ответить]
Октябрь 30th, 2011 at 19:42
Кстати, еще насчет Перемен вспомнилось. Китайская традиция относит создание текста к т.н. «Средней древности» и упоминает еще о двух системах гадания династий Ся и Инь: Лянь шань 连山 («Соединающиеся горы») и Гуй цзан 归藏 («Возвращение к сокровищнице,хранилищу»).
И еще любопытные системы у Цзяо Яньшоу – И линь 易林 («Лес перемен») – это удвоение гексаграмм Канона Перемен, всего 4096 гуа (интересно, как с этим можно работать?) и у Ян Сюна – Тай сюань цзин 太玄经 («Канон Великого сокровенного»), 81 тетраграмма – помимо иньских и янских черт там появляются черты с двумя пробелами – цзы.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 30th, 2011 at 21:06
Честно говоря, мои знания об упомянутых вами системах весьма скудны. Если у вас есть желания – могу гостевым постом опубликовать – активная обратная ссылка гарантируется.
[Ответить]
Октябрь 31st, 2011 at 10:33
С удовольствием
Тем более, что не далее как месяц назад читала своим студентам лекции по ицзинистике. Что предпочтительнее: альтернативные И цзин системы? Нумерология? Иньские гадательные надписи и способы гадания?
PS. Странная штука жизнь. В РГГУ ставку Еремеева разделили между мной и Кобзевым. И мы читаем лекции студентам, которые раньше учились у него…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 31st, 2011 at 11:42
Везучие у вас студенты… А мне в институте геодезию да горное дело читали – временами интересно, но в основном очень скучно было. Насчет темы – мне кажется лучше всего альтернативные И цзин системы. Но смотрите сами, что вам больше хочется рассказать. Я уже третий день пост не могу второй закончить – работа просто физически не дает возможности добраться и основательно засесть за написание поста.
[Ответить]
Октябрь 31st, 2011 at 12:03
У меня такая же ситуация
Не обещаю, что прямо-таки быстро (ибо дел навалом) пост напишу. Но обязательно сделаю!
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 31st, 2011 at 13:53
Хорошо! Как получится – так и будет.
[Ответить]
Октябрь 31st, 2011 at 13:59
Хорошо
Просто я полезла в китайский интернет посмотреть про «Лянь шань» и «Гуй цзан», но там тоже почти ничего нет
Хотя что-то там уже археологи нашли
[Ответить]
18:57
насчет «…не в этом блоге – это намек»?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 7th, 2011 at 23:28
Констатация факта – в этом точно писать не стану
[Ответить]
twiceal Ответил:
Ноябрь 14th, 2011 at 22:11
и?..
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 15th, 2011 at 00:21
Иииии не пишу
[Ответить]
twiceal
22:03
Сколько веков существует человечество, столько люди и гадают. На самом деле пророчества неплохие подсказки для дальнейших действий, особенно когда нет твердой уверенности в правильности выбора.
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 07:47
Тут немного другое. Да, в любой культуре существует практика гадания. Но она, как правило, либо напрямую запрещается религией (как например в христианстве или иудаизме), или не одобряется (как в буддизме).
В Китае было немного другое отношение. Гадание (с помощью «И цзина» ли, или других практик) – это связь с предками, способ коммуникации, а также считывание того, в какой ситуации ты сейчас находишься. Поэтому гадание не рассматривалось как подсказка когда человек стоит на распутье и у него нет твердой уверенности. Гадание по И цзин – это способ понять где ты сейчас находишься и как правильно действовать в данной ситуации, чтобы не нарушить Дао. Подобно тому как когда мы путешествуем, то смотрим на карту чтобы понять в какой точке сейчас и какая дорога нас ждет дальше.
Гексаграммы Канона Перемен не дают застывшую картину, они показывают ситуацию в ее развитии, динамику.
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 07:59
Спасибо, Мария, за разъяснение.
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 08:36
Вот теперь только поняла, что это и для чего. Правда, чтобы понимать ситуацию, наверное, надо быть глубоко погруженным в ту культуру, и нам, далеким от нее, истина не открывается, остается только красивый ритуал.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 23rd, 2011 at 09:15
Светлана, в данном случае будет достаточно погружения в Ицзин.
Правда это автоматически вызовет необходимость получения определенных знаний и по даосизму, и по культуре и истории Китая.
Скажем так, чем больше практиковать гадание по Ицзин и больше изучать даосизм и Китай, тем больше объектов будет видно на карте местности.
Но ничего не заменит практику. Как и в случае с рунами, Ицзин требует регулярного применения и анализа. У меня на смартфоне на винмобайл, была очень хорошая программа – помимо возможности «кидать монетки» на смартфоне, и вывода нескольких видов трактовок, она позволяла вести журнал – все предсказания сохранялись, их можно было оценивать (совпало/нет/не совсем) и к ним со временем можно было оставлять комментарий. Очень удобно для анализа.
Нынешняя на андроиде серьезно уступает в функционале.
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 09:23
Я бы к даосизму добавила и конфуцианство. Все-таки И-цзин входит в конфуцианские Пятиканоние и Тринадцатиканоние, «Десять крыльев» были написаны конфуцианскими учеными. Кстати, если углубляться в И-цзин, то не обойтись без изучения неоконфуцианства, философии Шао Юна, Чжоу Дунъи и др.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 23rd, 2011 at 09:51
Согласен, хотя некоторые считают, что включение Ицзин в пятикнижие не является правильным.
По-хорошему, и буддизм не будет лишним – хотя бы шапочное знакомство. А там и дзен недалеко.
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 10:06
Ну, тут уж китайской традиции виднее
Ведь конфуцианство – это не только этико-политическое учение Конфуция. Это и Мэн-цзы, и Сюнь-цзы. Философия ханьского конфуцианца Дун Чжуншу уже очень созвучна идеям Книги Перемен. Кстати, Пятикнижие и было кодифицировано при ханьском императоре У-ди.
Никакому правоверному индо-буддийскому монаху и в голову не придет заниматься сельским хозяйством, а чаньские монахи именно этим и занимались. А уж лозунг «Встретил Будду – убей Будду, встретил Патриарха – убей Патриарха» при всей его иносказательности даже в страшном сне не мог присниться монаху из Индии или Центральной Азии.
Что до буддизма… Индийский буддизм совсем другой, исходит из иных оснований, хотя есть параллели – то же представление о неописуемости истинной реальности, что и в даосизме. И все-таки буддизм более логичен и психологичен, чего не знала китайская традиция. А вот чань, думаю, А.Уоттс («Путь дзэн») прав, когда сказал, что чань – дитя буддизма и даосизма. И, в сущности, чань-буддизм того же Линьцзи – это уже и не совсем буддизм
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 23rd, 2011 at 10:42
Я тоже считаю, что Чань – сплав даосизма и буддизма. Собственно, в предыдущем комментарии, буддизм не имелся ввиду индийский.
Именно о китайском я говорил, потому и про дзен/чань упомянул
[Ответить]
Ноябрь 23rd, 2011 at 10:51
Китайский буддизм – он тоже разный. Даже когда смотришь историю, видно, как идет постепенный отход от индийских моделей и начинается все большая китаизация. Кстати, не только чань сильно китаизирован, просто это раскрученный бренд, спасибо Судзуки, Хайдеггеру и хиппи
Есть еще школа цзинту – тоже очень китаизирована.
А вот когда я была в чаньском монастыре, он мне не показался каким-то прямо даосским. Да, видно, что не Индия, много китайского. Но все же это буддизм.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 23rd, 2011 at 11:21
Было бы удивительно, если бы был одинаковый – Китай слишком огромен для однородности.
Вот-вот, Судзуки у меня сейчас как раз в процессе чтения.
А про цзинту я как-то упустил, надо изучить материал.
Но все же китайский и все же это чань.
[Ответить]
Ноябрь 24th, 2011 at 23:15
Да, продолжительная регулярная практика дает понимание образное и мгновенное озарение, если можно так сказать, чтение между строк трактовки гексаграмм, каждая из которых поэтому никогда не бывает одинаковой, даже если выпадает часто.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 25th, 2011 at 00:17
В даосизме вообще много внимания уделяется личному опыту и практике. Временами это- важнее всего остального.
[Ответить]
07:36
Знаю такое. Я гадала по этой системе.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 24th, 2011 at 00:11
Какой способ использовали?
[Ответить]
23:31
Хороший обзор, спасибо.
В прошлом я часто гадал по И-Цзин, по переводу Еремеева, который, надеюсь, благодаря своим заслугам заново обрёл драгоценное рождение человеком, и это действительно очень помогало прояснить ум и найти решение в состоянии полной запутанности.
Удивительно, правда, что при более-менее регулярной буддийской практике эти состояния полной запутанности просто не наступают, и решения становятся видны сами, без обращения к гаданию. Поэтому последние несколько месяцев я уже и забыл, куда монетки положил.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 17th, 2011 at 20:18
Рад, что тебе понравился. Для меня мнение людей, живущих в Китае, практикующих Ицзин и, как Мария Анашина, профессионально знакомым с Книгой Перемен очень важно. Я же дилетант-любитель.
Сейчас вот почти закончил вторую часть, надеюсь найду время на публикацию. Мучаюсь с вопросом- какую из сторон китайских монет считать иньской, какую янской.
[Ответить]
Декабрь 18th, 2011 at 02:26
Я, таки, тоже дилетант-любитель.
))))))
А проблемы с монетками у меня никогда не было — орёл 阳, решка 阴, разве это не очевидно???
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 18th, 2011 at 10:25
[Ответить]
Декабрь 18th, 2011 at 10:30
У верхней 阴, у остальных 阳.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 18th, 2011 at 12:59
Я к такому выводу пришел после анализа
там где 2 иероглифа – на всех монетах они одинаковы – то есть это герб, а где 4 -они разные на монетах, следовательно – решка. Но недавно встретил другое мнение на каком-то сайте и длинную дискуссию. Аж засомневался.
[Ответить]
Декабрь 18th, 2011 at 13:22
В чём там сомневаться-то…
[Ответить]
16:10
В детстве гадала на монетках, а сейчас в интернете онлайн. Интересное гадание!=)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 26th, 2011 at 16:38
Попробуйте вернуться снова к монеткам. Это лучше онлайна
[Ответить]
13:43
Вот, скоро вообще жить будем в виртуальном мире, всё к этому идёт.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 26th, 2011 at 18:45
Возможно. И это не очень хорошо. Поэтому я, например, сейчас минимизирую свой онлайн и увеличиваю реал.
[Ответить]
18:32
Идущий, вы на правильном пути, только нужно постепенно, а то ломки будут=)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 26th, 2011 at 23:16
Периода ломки не было вообще.
Все прошло быстро и… больно.
[Ответить]
22:41
[Ответить]
11:53
Как же я люблю Китай, и все, что с ним связано!
[Ответить]
19:25
Не знаю, спрашивал я уже или нет (уведомлений вроде не было об ответах на комментарии), но куда ты делся?
[Ответить]
Март 3rd, 2012 at 16:57
В реале живу, в основном. Сайтами не занимаюсь практически. Хотя в Гтоке, как и положено хомяку гугла, круглосуточно
[Ответить]
Март 13th, 2012 at 17:56
[Ответить]
16:33