Происхождение чая и его названия
Автор: Идущий
Казалось бы, такое простое и невзрачное растение – чай. А сколько традиций, легенд, церемоний и обычаев породило употребление напитка, приготовленного из его листьев. Сегодня я продолжу тему чая и расскажу о теории начала его употребления. Как-то я криво написал, в общем, будем знакомиться с существующими теориями происхождения чая.
Заодно и по происхождению самого названия пройдемся, раз уж затронули этот вопрос, тем более, что название не менее интересно.
В комментариях к посту «Церемония чаепития: традиция сквозь века и до сегодня» Как оказалось, фантазия китайцам, в изобретении версий о происхождении чая, отказала – их всего три. По крайней мере, тех, на которые обратили внимание и сами китайцы и переводчики, благодаря которым эти легенды появились и в наших печатных изданиях и интернете.
Первая.
Эта, самая известная легенда, связана с медитацией принятой в чань(дзен) буддизме. Один из патриархов-настоятелей монастыря (некоторые источники утверждают, что его имя Та Мо) заснул во время медитации. И это его так разозлило, что он вырвал свои веки и бросил их на землю. А веки проросли и стали чайным кустом. Монах попробовал из них заварить напиток и нашел, что он весьма способствует бодрствованию и очищению разума. Такая кровожадная история, да.
Вторая
Много тысяч лет назад в Китае жил удивительный человек по имени Шен Нун (Shen Nung). Сегодня бы его назвали, наверное, «травяным экстремалом». Считается, что исторически он все-таки существовал реально, а вот деяний ему приписывается немало. Шен Нун испытывал на себе действие трав и, таким образом, находил лечебные и вредные. Однажды он кипятил себе воду и в нее попали листы с рядом стоящего куста. После того как вода закипела, Shen Nung попробовал напиток. Вот так и появился чай. По поводу этой легенды у меня небольшие сомнения, ведь мы пьем напиток из чайных листьев, прошедших ферментацию, которая и придает вкус чаю. Так что тот напиток, что пил Шен Нун явно не был похож на современный чай.
Третья
На мой взгляд, эта легенда ближе всего к истине, именно из-за ее простоты и незатейливости. Один китаец-путешественник привез семена чайного куста из Индии, где растение было известно давно. Таким образом, получается, что пальма первенства, по употреблению чая, принадлежит индийцам.
Существует еще некоторое количество теорий происхождения чая, но, по моим наблюдениям, они являются просто модификациями этих трех – могут меняться действующие лица, упоминаться несколько другие обстоятельства, но суть остается той же.
Название
В Китае, как известно, более 50 этнических групп и у каждой свой диалект. В итоге, чай по звучанию отличается достаточно сильно. В Северном Китае и Японии (позаимствовали, ога ) чай называют «cha» или «chai» или близким по звучанию слову. А вот в Южной части Китая чай называют «te». В зависимости от того, откуда экспортировали чай в другие страны, приживалось то или иное название. Ну вот, теперь легко догадаться, откуда поставлялся чай в СССР, на Ближний Восток и в Европу – достаточно просто узнать, как в стране называют чай.
Комментариев: 15
Ой, спасибо! И меня тут упомянули. Как приятно!
Третья версия – просто историческая. А первая и вторая – действительно легенды. Впрочем, я люблю и историю и легенды, а когда они сочетаются – это вообще нечто.
Андрей, Вам пора делать рубрику «Чайный домик» – о чае. Это будет вполне в духе Вашего блога.
Материалов уже набралось на целую рубрику.
Что чай – китайское изобретение – никто и не сомневался. Даже «China» и «чай» созвучные слова.
Интересно, а хинин тоже из этой оперы? В смысле – тоже из Китая?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 12:23
Некоторые историки утверждают, что есть 2 вида чая – индийский и китайский
А мне вообще кажется что и в Китае 2 сорта чая – южный и северный. Насчет чайного домика – думаю… тем более. что еще 2 поста точно будет. Мой рубрикатор лопнет
[Ответить]
Октябрь 27th, 2010 at 14:44
Не лопнет.
Зато любители чая (а нас много) будут тут иметь и свой уютный уголок.
[Ответить]
09:55
Мы в выходные ходили в чайный клуб с друзьями,там заваривали истинно китайский чай… хотя я думаю что настоящий чай-это индийский чай ))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 14:55
Зря вы так думаете.
Есть и китайский и индийский виды чая.
А как впечатления от посещения клуба? поделитесь?
[Ответить]
14:46
Мне очень понравилось,я была в подобном заведении уже 2ой раз,обстановка такая… расслабляет,чай вкуснейший,надеюсь не последний раз,всем советую ))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 15:14
Я так понимаю вот этот клуб:[ссылка] ?
[Ответить]
Октябрь 27th, 2010 at 15:29
Да,точно )) А как вы так узнали?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 16:02
Очень просто: IP адрес – город – курнул гугл по запросу «Киров Чайный клуб»
[Ответить]
Октябрь 27th, 2010 at 16:13
фсб и того работают скромнее )))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 16:26
ну, совсем уж неправда.
я ж ничего не сделал такого
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 27th, 2010 at 16:26
Ваш блог не открывается – лаги?
[Ответить]
Октябрь 27th, 2010 at 17:22
да,проблемки там какие-то,сделала запрос,надеюсь скоро все решится )) Так что заходите!
[Ответить]
14:59
Интересно, однако! Первый вариант истории чая связан с мазохистом, второй – с наркоманом, а третий занимался контрабандой))))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 09:01
Скорее так. Первый вариант связан с чистой верой в Бога, второй с верой в Человека и желанием помогать людям вплоть до самопожертвования, а третий с Любовью к путешествиям и стремлению узнать нечто новое.
PS. Вот такой даосизм у нас с вами в комментариях вышел
[Ответить]
08:57
Вот так каждый судит по себе и воспринимает даже чайные истории по-своему. Мне вторая история понравилась – где случай решил судьбу чая.
А я чаи люблю всякие, пить чай – моя любимая медитация, особенно вечером, последнее время – зеленый чай мой фаворит. А у вас?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 12:28
Мой любимый тоже зеленый. Я даже описывал процесс приготовления
Вот тут: [ссылка] Вы просто тогда еще не читали наверное мой блог.
Любимый зеленый, но зимой и от красного с лимоном и сахаром вряд ли откажусь
[Ответить]
10:16
Да, зимой я тоже очень люблю пить ярко красный чай каркаде. Он с сильным вкусом и ароматом, плюс – безумно красив по цвету.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 14:21
Нет-нет. Я имел в виду тот чай, который у нас принято называть «черным», хотя китайцы называют его красным. Каркаде мы больше летом употребляем охлажденный. Пару раз добавляли листики в обычный чай с лимоном – тоже неплохой вариант.
[Ответить]
12:52
Я не знала, что китайцы черный чай называют красным. А почему интересно?
Каркаде и мы пьем летом холодный, как компот получается на вкус и цвет.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 18:05
Потому, что черный – это пуэр. Он полноферментированный, а красный – нет. Более-менее подробно тут:[ссылка]
Я вас ссылками закидаю
[Ответить]
Октябрь 28th, 2010 at 21:01
Столько тонкостей, оказывается, есть в чайном деле – столько нового узнала, большое спасибо! Вам действительно пора делать чайную рубрику – много интересного материала накопилось для нее.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 22:51
А толку от рубрики? Их никто не смотрит почти. Но статьи еще будут про чай обязательно.
[Ответить]
16:16
Я люблю цейлонский. Он имеет более красный цвет при заварке и ароматнее, чем индийский. Китайский попробовала разный, из зеленого понравился Колодец Дракона, но нам такой не завозят. Еще попробовала и привезла домой из Пекина фруктовые чаи. Там не ароматизаторы, а сушеные фрукты и каркаде в превосходном сочетании. Завариваю, пью как горячий ароматный компот, а потом съедаю фрукты и листики каркаде полностью. Безотходно, и так вкусно!
как чай растет я увидела в монастыре в Ханчжоу. Там же видела, как его покупают знатоки. И на ощупь, и нюхают, и на свет листочки рассматривают. Выбранный тут же упаковывается. Чай свежайший, наверное поэтому у него особый аромат. Пока расфасуют, довезут, растаможат и подержат по пути, уже не такой будет.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 28th, 2010 at 22:49
Это точно – пока привезут уже не такой. У нас даже зеленая улитка, от двух фасовщиков различается полностью. у одного – сладковатый вкус чая и аромат есть. У второго – просто вода со слегка травянистым запахом выходит. А внешне- идентичны. О_о Я уж молчу, что в 99% случаев чай просто пересушенный у нас продается
Колодец дракона попробую у нас найти.. Я так понимаю – это он: [ссылка] И фасовщик хороший- «Свит чаю» мне нравится. надо попробовать
спасибо за наводку.
[Ответить]
20:21
большое спасибо за информацию! Если честно, по началу не могла привыкнуть к стилю ведения данного блога. Меня очень возмущало, что здесь берутся такие обширные темы и так скупо описываются. Но потом я выяснила для себя следующее:
а) – это отличный стимул для поиска дополнительной информации. всё таки это свинство в наше время – получать всё готовое
б) – объём информации рассчитан на читателя. действительно, никто не станет читать 15 листов о чае китайском:)
в) – интересные темы, которые вызывают большее количество комментариев, без внимания не остаются. И в дальнейшем автор к ним возвращается, не забывая оставлять ссылки для вновь прибывших или давно заблудших:)
Учитывая последний пункт и ещё один комментарий, надеюсь, что тема будет продолжена:)
автор блога «Глазами китайцев»
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 29th, 2010 at 09:44
Закомплиментили меня я теперь сижу и стесняюсь.
Я рад что вам нравится – буду стараться поддерживать интерес в дальнейшем на том же уровне. А темы я не забываю продолжать по простой причине – они все записаны в майндкарту этого блога и проблема обычно в том чтобы выбрать время и тему, которой будет посвящен следующий пост. Столько всего интересного, что касается Китая и Дальнего Востока, что даже не знаю чем сначала поделиться. 
вернее дискус
PS. Анжела, вы еще не созрели для своего автонома? А то меня ваш блогспот мучает
[Ответить]
08:02
Как можно себя заставить полюбить чай?
[Ответить]
12:37
Никак.
Я вот не могу полюбить оливки/маслины, хоть и понимаю – полезно, но не люблю! Какао люблю больше, чем кофе. Черный чай люблю, а зеленый – нет. Скорее всего, все вкусовые пристрастия в раннем детстве закладываются, ка можетбыть и еще раньше, до рождения. Однако, пробовать что-тоновое надо. Возможно, еще не попался «свой» чай. Помню,в пору жутчайшего дефицита к нам завези грузинский чай. Вот уж какая была гадость, слов не найти . однако же, нашелся один товарищ, который страстно полюбил именно этот напиток! Когда перестали его завозить, появился нормальный качественный чай, он очень тосковал по грузинскому.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 29th, 2010 at 14:10
Бедный человек О_о грузинский же- такая гадость, ффу
[Ответить]
12:55
эх, история, продажная девка… Думаю, все было просто и неинтересно: надо было пить вот и пробовали вокруг чего росло. А вот церемонии о т.п. – опыт тысячелетий
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 31st, 2010 at 20:07
То есть ты поддерживаешь версию 2 за вычетом мифологических подробностей, которыми история обросла за 3-4 тысячи лет?
[Ответить]
twiceal Ответил:
Ноябрь 8th, 2010 at 20:48
думаю, масса деяний спрессовалсь в тысячелетиях и получился чай. А сегодня еще и химия к нему пристала: получилась гремучая смесь…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 8th, 2010 at 22:04
Версия 4 ?
[Ответить]
twiceal
15:41
Как всегда интересно
Первая история – просто жесть, если честно. Могли бы и покрасивше легенду придумать 
Кстати на днях выбирали чай с мужем и задались вопрос имеет ли он срок годности?
А насчет Чайного домика – заводите обязательно, я тут начитаюсь вас и иду покупать какой-нибудь необычный чай
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 1st, 2010 at 18:16
А что вы хотите? Это же жестокие буддисты
Пуэр, например, чем старше – тем дороже. Для зеленого чая, я слышал такой вариант определения – если чай старый или пересушенный (неправильно хранился), то листочки у него очень ломкие – пересушенные. Хороший чай не должен в пальцах рассыпаться в пыль, то есть какая-то часть влаги в нем должна быть. Это тяжело объяснить. но.. если вы возьмете хороший чай – он будет и на вкус хороший и в стакане не будет взвеси. В том посте где я приводил фотографии поэтапного заваривания улитки на фото видно что небольшой процент взвеси есть – следовательно чай слегка пересушен или староват. Но вкус был вполне неплохой. Вообще говоря – пока не попробуешь на вкус – не поймешь хороший или плохой. берите небольшими порциями и пробуйте. Можно у продавца совета спросить – как правило, они все же хоть немного но разбираются в чае(а часто и много разбираются
),
Чай – имеет, наверное.
[Ответить]
Ноябрь 1st, 2010 at 18:25
Спасибо огромное за объяснение
Так и поступим
[Ответить]
Ноябрь 4th, 2010 at 12:37
Ну ффффсе алилуйя мы дошли до Свита чаю и купили себе чаев разных
Мне очень понравился зеленый с добавками фруктов, что то там с Клеопатрой связано. Больше всего поразило, что кидаешь маленькие такие шарики, а они раскрываются чуть ли не на полчашки. Вкус нежный. А еще взяли Молочный зеленый чай – вкус очень необычным – пока не можем определить понравился он нам или нет 
Муж еще из магазина мне звонил и спрашивал, что там Идущий рекомендовал попробовать?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 4th, 2010 at 14:34
Я рад, что вам тоже нравятся чаи этого фасовщика. Могу еще посоветовать сауасэп попробовать. Только много не берите – как по мне, этот чай лучше пахнет, чем на вкус
Слишком быстро надоедает агресивностью вкуса. Пуэр – я с ним так и не разобрался пока еще – пробую но никак не получается такой, чтобы мне нравился – как закончу эксперименты – опишу. Попробуйте чаи без добавок пить с изюмом и сухофруктами- тоже довольно забавно. Еще можно и такое «извращение» сделать – зеленый чай с лимоном и сахаром
[Ответить]
Ноябрь 4th, 2010 at 14:45
Ага, спасибо. А что скажете все таки по поводу молочного этого чая – на нем вроде не написано что он с добавками. Но я у него действительно сливочный запах и вкус.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 4th, 2010 at 15:01
Ну откуда-то он же должен взяться?
Я такой не пил. Я, вообще редко пью чай с добавками – кроме сауасепа еще Ночь Клеопатры вроде бы пробовал
[Ответить]
Ноябрь 4th, 2010 at 15:25
О точно Ночь Клеопатры мы и купили
А молочный щас поищу, что за зверь такой
[Ответить]
17:19
Спасибо им, а то б что мы без чая делали? Пили вредный кофе.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 3rd, 2010 at 21:25
Ну почему же? пили бы узвары из трав и ягод
[Ответить]
18:13
Идущий, а вот ещё интересная тема: сравнить преимущества чая и кофе. Вот у нас в семье все делятся на кофеманов и чаеманов, и это, наверное, уже на всю жизнь (как собаколюбы и кошколюбы
).
Я иногда могу с удовольствием и кофе попить, но чай… ну как его можно сравнить с кофе?
Когда говорят, что кофе бодрит – могу привести опровергающий пример моего супруга: он после горячего крепкого кофе лучше спит.
А вообще, говорят, чай даже лучше бодрит. Это правда?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 19th, 2010 at 15:04
А как их можно сравнить? Тем более у каждого индивидуальное восприятие кофе и чая. Могу только про себя сказать. Для меня кофейная бодрость- агрессивная, короткая, яростная. чайная – спокойная, продолжительная, мягкая. То есть утром я пью кофе (а то не смогу проснуться
), а вечером, когда работаю и нужно просто поддержать организм- чай стараюсь. Насчет кофе – у меня тоже бывало раньше, как у вашего мужа – выпил и в отбой.
Потом прочитал, что у кофе есть период «задержки действия» на некоторых людей. Вот и у меня так – сначала кофе бодрит, потом проходит быстро а через полчаса-час начинает «кочегарить». Если выпить кофе и в течение часа лечь спать- «отключусь» легко
[Ответить]
Ноябрь 21st, 2010 at 11:39
О_о! Значит, мой муж не уникален.
А меня кофе вечером страшно бодрит – потом полночи не могу уснуть.
А сравнить можно всё! Если это изначально из одной оперы.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 21st, 2010 at 12:04
А вы пробовали выпить кофе и сразу лечь в постель?
[Ответить]
09:43