Церемония чаепития: традиция сквозь века и до сегодня
Автор: Идущий
В комментариях к посту-интервью со Светланой Бобровской (если не читали еще – советую и само интервью, и комментарии, и блоги Светланы почитать), прозвучал вопрос о чайной церемонии. Я, конечно, не специалист по этому виду священнодействия. Если честно, то вообще один раз при этом присутствовал, но она очень сильно врезалась в память. Именно с той церемонии и начались мои первые попытки разобраться в таком интересном явлении китайской культуры, как зеленый чай. А для полноты картины нашел два видео, которые должны быть интересны.
Хотел сначала описать полностью весь процесс, но потом решил, что лучше всего это будет не прочесть, а увидеть и услышать. В этом видео все практически полностью идентично тому, что я видел на чайной церемонии, которую проводил киевский чайный клуб. За одним исключением – нам заваривали чай по способу принятому в Древнем Китае – не в заварнике, а бросили чай в закипевшую воду и буквально несколько секунд проварили чай в стеклянной посудине на газовой горелке. Все остальное – практически полностью идентично.
Одним из непременных условий правильного приготовления чая, является четкое соответствие церемонии «Пяти элементам(стихиям)» Усин. В чайной церемонии каждый из пяти элементов представлен:
-посуда – Земля
-чай – Дерево
-вода – Вода
-человек – Металл
-горелка – Огонь
Что можно сказать о просмотренной современной чайной церемонии? Ну как минимум то, что в ней отсутствует один из элементов – огонь. По крайней мере в явном виде. Но современная жизнь вносит коррективы – так что, рассчитывать на древнюю церемонию чаепития со «сваренным вживую» чаем можно теперь только в специализированных клубах и чайных ресторанчиках. Впрочем, даже в этой осовремененной традиции чаепития остались все черты старой. В данном случае «современная» – слишком сильно сказано, наверное, ведь заваривание в чайнике применяется уже несколько сотен лет, и варка чая сегодня используется только в церемониях или при приготовлении пуэра (да и то не всякого).
И все же… Для заваривания чая использовался не приготовленный на ваших глазах кипяток, а вода из термоса. И это лишает современный вариант одного из удовольствий чайной церемонии. Наблюдение за стадиями закипания воды само по себе достаточно медитативное действие. Весьма завораживающее и настраивающее на определенный лад мыслей. И чайные листы в прозрачном сосуде, которые набирают воду и начинают свой танец – тоже удивительное зрелище. У японцев есть даже легенда про монаха, достигшего сатори в результате простого наблюдения за кипящей водой.
Вы наверное обратили внимание, на плавность и выверенность каждого движения, ведущего церемонию? Это последствия той самой страсти китайцев к театральности, традиционности движений, которая даже имеет устойчивое словосочетание «китайские церемонии». Следование им помогает церемониймейстеру глубже окунуться в традицию и почувствовать удовольствие от чая.
А теперь посмотрим, как выглядит самый быстрый вариант современной китайской церемонии. Вернее, это уже не церемония – это быстрое приготовление:
Обратите внимание на несколько моментов.
-Наливается кипяток сначала в одну чашку, потом из нее переливается в другую, потом в третью. Это явный элемент традиционной церемонии. Называется он «женитьба чашек». Еще интересный момент – чай заваривается в прозрачном «чахай» (чашка справедливости), благодаря ему во все чашки попадает чай одной крепости. Кипяток, использованный для прогрева сосудов, выливается прямо на пол, а в стандартной церемонии на специальный чайный столик с прорезями. Но сам факт действия остается – прогрели и вылили.
Надеюсь, вам было интересно читать и смотреть.
Комментариев: 22
все такие спокойные… Не для нас это!
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 17th, 2010 at 17:48
Почему это?
[Ответить]
twiceal
17:42
Наверное, потому что мы привыкли к самоварам и баранкам, шумно, рынок, кругом торговцы, вобщем Москва Златоглавая. А это вековые традиции, намного постарше и кстати сохраняются и не выбрасываются на помойку.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 17th, 2010 at 18:43
На первом видео вполне европейские ценители чая. Их происхождение и расовая принадлежность ведь совсем не мешает им получать удовольствие и следовать ритуалу? Почему же тогда
? Очень даже для нас. Никому из нас не помешает хотя бы раз в день остановиться и провести 15-20 минут посвященных себе
[Ответить]
18:11
Согласен…Слишком темп разный, это на востоке верят, что впереди целая вечность, А у нас все спешат. Вдруг чего нить не успеем)))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 17th, 2010 at 18:46
Темп? Это мы сами себе внушаем.
У Коэльо, при всем моем безразличии к его творчеству, есть замечательное упражнение. Он предлагает попробовать пройти привычным маршрутом в 2 раза медленнее чем обычно. Не давая себе нестись привычным темпом.. Вы увидите вокруг столько нового.
Скорость нашей жизни – у нас в голове.
Только мы выбираем как нам пить чай – как в первом видео или как во втором
[Ответить]
Август 17th, 2010 at 18:49
Согласен. И упражнение пробовал))) А вообще мы сами решаем как нам поступать, главное вовремя об этом вспомнить)))
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 17th, 2010 at 19:07
Я даже думаю, что церемония чаепития как раз городским жителям очень нужна. Вот в маленьких городах и деревнях даже живут по другому – менее медленно и дольше, А в городах – бег наперегонки со временем, заранее проигранный. И такие вот минуты посвященные самому себе – они действительно бесценны. Можно не знать всех тонкостей церемонии, не выполнять весь ритуал, но если есть время, когда ты просто завариваешь чай и пьешь только чай – это очень здорово. Я не умею проводить церемонию. Выложу скоро фоторепортаж, как делаю чай я… Все равно это очень здорово- время для чая.:)
[Ответить]
Август 19th, 2010 at 08:31
Про темп, когда сам за рулём – ни на что не обращаешь внимание, только сядешь на место пассажира,- оказывается так много вокруг перемен – и дом новый построили, и садик какой-то
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 08:47
Это одна из причин, по которой, имея права категории BC, я не вожу машину и не имею желания ее покупать. Мне нравится, чтобы меня возили, а не я возил.
[Ответить]
18:30
Давно как-то смотрела фильм про китайскую церемонию чаепития. Как в давние времена нужно было пройти по извилистой дорожке к беседке, где можно было попить чай. Все это такой ритуал, который подразумевает на просто чаепитие, а именно обдумывание жизненного пути, различных мыслей, идей и т.д.
Действительно все так спокойно, умиротворенно. Эх. Здорово!
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 18th, 2010 at 07:12
Мне тоже очень нравится видео. перебрал на ютубе десятка 2, но это как-то совсем уж хорошо, даже несмотря на некоторую позерность.
Вы тоже обделены? нет чайного клуба в городе?
[Ответить]
Август 19th, 2010 at 08:47
В нашем городе точно нет, а вот в Красноярске вроде бы и не один. Там же много китайцев.
Надо бы кстати разузнать. Я бы побывала на настоящей церемонии, люблю чаек пить долго, не спеша. Муж кстати всегда ворчит, что ты так долго.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 08:50
Во. А теперь ты ему можешь так повернуться и спокойно сказать – «все претензии к Идущему, не видишь – я постигаю смысл жизни»
[Ответить]
07:05
Мне бы хотелось попасть на чайную церемонию,которую проводит китаец со всеми древними традициями, скорее всего для этого надо было бы отправиться в Китай. Не так как-то смотрится церемония в исполнении европейцев и в каком-то простом современном бытовом исполнении китайкой на видео.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 18th, 2010 at 13:53
Осталось совсем немного для осуществления мечты – съездить в Китай.
Как и мне.. О, кстати, вот видео церемония в исполнении настоящих китайцев : [ссылка] Тоже неплохая, но все же я решил ее не включать в пост.
[Ответить]
Август 18th, 2010 at 14:23
Можно еще китайцев в гости пригласить, чтобы церемонию показали.
Очень уж на туристов рассчитана эта церемония на видео из Харбина.
Хочется попасть на настоящую с медитацией, как много, много лет назад.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 18th, 2010 at 14:31
Хм. ты думаешь она сильно отличается от той что в первом видео в статье? Я думаю не особо, Да и наверное, каждый проводит по своему церемонию… вообще интересно было бы посмотреть да
[Ответить]
Август 18th, 2010 at 17:57
Посмотреть можно на видео, а в церемонии надо бы поучаствовать.
[Ответить]
13:42
А мне очень понравилось! Хочу поучаствовать в такой чайной церемонии
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 18th, 2010 at 19:19
Съездить на выходные в Киев можно. Там есть хороший чайный клуб
[Ответить]
17:56
Я тоже когда-то давно смотрела по ТВ китайскую церемонию чаепития. Долго все это длится, но в том и суть. Остановиться, задуматься, поразмышлять… Все бежим, спешим, торопимся, порой не просто по жизни, а мимо нее.
И да, поучаствовать в такой церемонии было бы интересно.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 08:48
Современного человека уже наверное тяжело привлечь даже такой экзотикой как чайная церемония, чтобы заставить остановиться и уделить внимание себе. Надо на ходу ловить, сбивать с ног и держать – вот тогда он успеет насладиться спокойствием.
[Ответить]
08:32
Завидую тем, кто может сказать: Тихо, отстаньте, сейчас я познаю смысл жизни. Обычно познавать приходится все налету.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 15:31
Но ведь можно раз в сутки выделить 15-30 минут для себя? Не обязательно даже для чая, просто для себя – остановиться и начать познавать смысл жизни? Можно, верно? Пожертвовать какой-то ерундой, которой мы ежедневно занимаемся…
[Ответить]
Август 19th, 2010 at 18:49
Можно конечно, но наверное, женщина в эти 15 минут познает зачем дома кастрюли, почему валяются носки, а если очень повезет, то почему такие ногти неухоженные.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 21:42
Можно исключить чтение нескольких сайтов или блогов, например, мой
шучу, конечно.. Но на самом деле можно найти 15-30 минут. Я обычно ворую их у сна…причем часами
[Ответить]
Август 19th, 2010 at 22:20
Ну вот чисто мужское мнение, нет, чтобы отменить кастрюли и грязное белье, нет лишают последнего развлечения (:
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 22:38
Ну, я не знаю от чего вы откажетесь конкретно
мое дело предложить варианты. А выбор за вами.
[Ответить]
14:56
Эх, всё было замечательно, пока он за термос не схватился
Весь шарм сразу пропал
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 19th, 2010 at 21:43
Термос да.. зато он позволяет пить несколько раз чай, а в церемонии с одной заварки 2-3 раза минимум пьют и, при этом, иметь гарантию что температура всегда одинаковая.
Рационализм, аднака.
[Ответить]
18:27
ТО есть получается, что чайная церемония имеет целью больше медитативный смысл, чем гастрономический?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 11:24
[Ответить]
10:35
Удивительно, что китайцы так осторожно китайцы подходят к этому. Недаром же назвали – церемония! )
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 12:10
Любой ритуал несет в себе определенный смысл. Правда, в большинстве случаев мы уже и не помним смысла. В чем заслуга китайцев – они сохранили многое из смысловых движений в церемонии чаепития. Наверное поэтому он и живучий такой – этот церемониал.
[Ответить]
09:30
Очень необычно и театрально на мой европейский взгляд… Однако меня поразило не только это. А во-первых скорость заваривания, как-то быстро налили-вылили, а во вторых размер чашек. Ну не понимаю я маленьких чашек
Я и кофе и чай люблю пить большими кружками, но тоже не на бегу, а чинно и благородно
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 14:06
Есть театральность – но это я думаю скорее следствие того, что специально для видео проводили чаепитие. Сам я тоже люблю большие чашки, но в церемонии чаепития маленькие берутся специально – с одной заварки пьют 3-4 раза чай и поэтому маленькие чашки – чтобы несколько раз почувствовать и вкус и запах чая.
[Ответить]
Август 27th, 2010 at 14:12
Теперь понятно, в любом случае захотелось в живую на такое посмотреть/поучаствовать
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 14:43
Вам это вполне реально воплотить тут:[ссылка]
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 14:45
Если вам понравится и будет интересно – можете поделиться с читателями?
Будет замечательный гостевой пост. Если снимете видео – будет вообще здорово
[Ответить]
Август 27th, 2010 at 14:55
Здорово, спасибо. Расскажу мужу
а может и с подружками пойду
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 18:29
Поделитесь впечатлениями потом
[Ответить]
19:08
В первом ролике – красивый, но совершенно чуждый мне ритуал, а вот второе видео – настоящее, живое, даже удивительно, что рядом со мной на столе не появилась одна из тех чашек
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 27th, 2010 at 14:08
Во втором сразу видно профессионала – за минуту и заварила, и угостила.
Наверное по 100 раз в день такое делает- автоматизм. Хотя, без ритуала чай имеет немного другой вкус – я это точно помню
[Ответить]
20:03
Много читал о чае и разных церемониях. Но, увы, так и остался равнодушным к чаю. Почему, сам не знаю. Чай для меня что есть, что его нет.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 29th, 2010 at 18:44
Может чай плохой попадался?
[Ответить]
Август 29th, 2010 at 18:49
Андрей, понимаешь, я совершенно к нему равнодушен. Пробовал разный, и дешевый и очень дорогой. И сам покупал, и дарили. Одним словом, я не совсем понимаю вкус чая. Если нальют, пью, если не наливают, не пью.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 29th, 2010 at 19:05
Это, как у меня к кофе – могу пить, могу нет. Ясно, жаль
[Ответить]
16:49
Вот! Уже вижу бОльшую конкретику по данной теме. Читала в realchina – всё вода, хоть и красиво написано.
автору данной статьи – спасибо.
один вопрос: что такое это «сатори»? О чём японская легенда? И схожа ли китайская чайная церемония с японской?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Сентябрь 3rd, 2010 at 19:43
Рад, что вам понравилось
Мораль этой легенды – сатори можно ждать долго, к нему готовиться практиковать, а все равно никогда и никто не знает, как и почему оно наступит
Сатори – это из дзена, состояние просветления к которому и стремится любой, практикующий дзен. Легенда.. точно не помню потому- пересказ. Один японский монах долго усердно медитировал, решал коаны и постился, пытаясь достичь сатори. Ничего у него не получалось, несмотря на все усилия. Так прошло несколько лет, но однажды он решил попить чаю и стал заваривать воду. В тот момент когда вода начала закипать и проходила одну из стадий (точно какую – не помню), на монаха снизошло озарение и он стал просветленным.
Японская и китайская точно отличаются. к тому же китайская построена на даосизме, а японцы там что-то совсем свое внесли – они же даже если и копируют, то много совего добавляют, а в чайно церемонии так и вовсе постарались… Хотя я очень давно видел японскую.. точно рассказать о ней не смогу
[Ответить]
16:46
Всё так долго – еле досмотрела…
А чай обязательно так свысока лить?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 15th, 2010 at 13:52
Обязательно – иначе ничего не получится :В А почему долго? китайянка вон за минуту управилась, да и русская церемония всего 4 минуты
[Ответить]
13:10
Во блин! Я чай совсем не умею пить. В смысле делаю это неправильно. Позор мне.
И спешу всё время. Чай заварю – и ну хлебать.
А Вы знаете японскую легенду, откуда у них такое уважение к чаю?
Если бы я всё время думала, что чайные листы – это веки Будды, то вообще не знаю, как бы церемонилась. Хотя у меня только предки буддисты, сама я – уже не той породы.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 17th, 2010 at 09:55
Чай у японцев, как и многое другое, от китайцев.
А легенды про чай, кроме век Будды есть еще – наиболее известная про случайное попадание в кипящую воду листьев чая примерно такая же достоверная как и про веки Будды, НМВ
[Ответить]
Октябрь 17th, 2010 at 12:15
Да, про случайное попадание чайных листьев в горячую воду я тоже слышала. Но она не такая интересная.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 17th, 2010 at 12:19
Зато и не такая кровожадная.
На самом деле, элементарный исторический анализ показывает, что версия с веками – несостоятельна. А листики вряд ли заварились бы потому, что в приготовлении чайного листа есть процесс ферментации – а в легенде он отсутствует.
[Ответить]
Октябрь 18th, 2010 at 10:23
А если просто заварить свежий листик – не заварится?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 18th, 2010 at 10:40
Думаю будет совсем не чай. Там же процесса ферментации не произошло
[Ответить]
00:07
А вдруг ещё вкуснее будет? Никто же не пробовал.
[Ответить]
Октябрь 18th, 2010 at 10:49
Галина, однозначно будет вкуснее, не зря, на дачах всегда заваривают свежие листья смородины, малины и т.д.
[Ответить]
Октябрь 18th, 2010 at 11:09
да. я тоже иногда так люблю: листики смородинки, малины или мяты – вкусно получается.
[Ответить]
Октябрь 18th, 2010 at 11:12
вкусно, не то слово, настоящий РУССКИЙ
зелёный чай, согласитесь?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 18th, 2010 at 13:51
Это разные вещи.
Но пробовать вам никто не сможет запретить
[Ответить]
10:44
iOstrovitynin, я пью только зелёный!
Хотя чёрный у меня для гостей всегда есть, если кто не любит зелёный.
[Ответить]
Октябрь 18th, 2010 at 11:24
Сам 10-ть лет на зелёном
[Ответить]
11:16
У нас чайная церемония длиться до того момента пока кто-то не опрокинет на себя случайно кипяток
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 25th, 2010 at 01:31
Ужас
Аккуратнее нужно…
[Ответить]
20:22
Прошу прощения, что немного влезу в этот пост
Я бы еще вот что хотела дополнить по чайной церемонии. Она во многом определяется сортом чая. Если во время заваривания чая чайный лист раскрывается (т.е. важна визуальная составляющая), то используется стеклянная посуда. Например, так заваривают Лунцзин. Если же важен аромат, то используется фарфоровая посуда и чашки двух типов – иньские (широкие) и янские (высокие). Обязательно смывается «звездная пыль», используется чаша справедливости (гундао бэй). Чахай – это «море чая» – тот самый поднос, в который выливается чай (первая заварка и вода), по крайней мере так называют его в Ханчжоу. Еще обязательно перед завариванием чайные листы насыпают в специальную плошку – чтобы все насладились ароматом чая и наполнили чай своим дыханием – это, как считается, сближает участников церемонии. Чай заваривается в чайнике (в соответствии с сезоном года тот или иной вид чая), затем переливается в сосуд справедливости а оттуда по янским чашкам – иногда из одной в другую. Затем янские чашки накрываются иньскими и переворачиваются – чай оказывается в иньской чашечке. После этого наслаждаются ароматом, вдыхая его из инских чашек, и вкусом (из иньских). Заваривать чай можно до 7 раз. После этого, считается, чай (даже если он и заваривается) теряет свои свойства.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Апрель 24th, 2011 at 21:27
[Ответить]
21:04
Я столько раз была на чайной церемонии, что навсегда запомнила табличку на стене над чайным подиумом. Когда пытались закруглить церемонию:) я на нее кивала. Вот:
Семь чашек чая. Первая смачивает губы и горло. Вторая – пропадает тоска одиночества. Третья – напрягается ум, вспоминая пять тысяч иероглифов. Четвертая – капельки пота появятся и уйдут, унося с собой вовлеченность в проблему. Пятая… и т.д.
Вкус заметно менялся от чашки к чашке. Андрей, где можно увидеть фоторепортаж, как делаете чай вы?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Апрель 30th, 2011 at 16:53
Я не соблюдаю все стадии церемонии.
Я просто пью чай… Надо бы, кстати, поискать, может у нас в городе тоже проводят церемонии и есть чайный клуб.
[Ответить]
00:39
Трекбеков: 2