Трехглавый китайский дракон пробует уксус
Автор: Идущий
Вот какое я название накрутил. Интересно, сколько читателей догадалось бы, о чем пойдет речь в посте, по одному названию, без анонса? Не будем играть в загадки – в этой статье рассмотрим наиболее распространенные религиозно-философские учения Китая, на примере классической картины «Пробующие уксус». Несмотря на такую весьма серьезную, на первый взгляд, тему, я вам обещаю, что читать будет легко и познавательно, и, даже если Китай вас интересует мало, надеюсь вам будет интересно прочесть.
В Китае выделяют три основных направления философии/религии: Даосизм, Буддизм и Конфуцианство. Еще значительные роли играет ислам и даже, вроде бы, христианство, но не настолько важные, как первые три.
У даосизма, буддизма и конфуцианства много общего, но и существуют различия, которые и нашли отражения в этой замечательной картине неизвестного художника «Пробующие уксус». Сюжет простой – Кун Цзы (Конфуций), Будда и Лао Цзы стоят возле бочки с уксусом и пробуют его на вкус:
Совершенно очевидно, что являясь сторонниками разных учений они и воспринимают уксус по-разному. Хоть это и не очень заметно на репродукции картины, считается, что у Кун Цзы (слева) кислое выражение лица, у Будды (по центру) и того лучше – горечь на челе и лишь Лао Цзы улыбается. Вот его мимику хорошо видно, кстати. Почему же, пробуя одно и то же, три отца китайской философии/религии столь по разному реагируют? Уксус, в данном случае, – олицетворение жизни. И как же воспринимают жизнь мудрецы?
Кун Цзы является представителем классического отношения китайцев к жизни – в начале времен был «Золотой век», который с каждым днем все удаляется. Человек отклоняется от естественного пути природы и, как следствие, портит и себя и землю. Согласно учению Конфуция более всего почитать следует предков, соблюдать ритуалы, в общем жить, как предки и, таким образом, обретать равновесие. Жизнь для Кун Цзы несовершенна, потому лицо у него – кислое.
Будда пропагандировал учение о страданиях и избавлении от них. Первая истина Будды гласит – «жизнь есть страдание», потому и ожидать от него другой реакции, кроме горько сжатых губ и сведенных бровей будет наивным. Горький Будда жаждет Нирваны и отдыха от суеты и несправедливости жизни.
Лао Цзы. На первый взгляд, человек, улыбающийся во время пробы уксуса, производит странное впечатление. Мы знаем, что уксус – не сахар и радоваться, вроде бы, нечему. Чему же улыбается «Старый ребенок»? Уксус – часть Вселенной и Дао. По своему предназначению уксус и должен быть кислым, а жизнь, которую символизирует уксус, кислая для тех, кто видит в ней только кислоту и горечь. Лао Цзы воспринимает жизнь, как перемену различных состояний – грустных и веселых, счастья и несчастья, любви и ненависти… Поэтому уксус для него сладкий, как и жизнь, которую он принимает со всем ее разнообразием.
А чей путь вам нравится больше?
Комментариев: 22
Мне, конечно, хочется воспринимать жизнь, как Лао Цзы. Но очень часто мерзкий червячок Кун Цзы точит мое сознание Какая статья хорошая, прочиталась на одном дыхании, а ведь и забыла уже эту притчу Спасибо, родной
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 23rd, 2010 at 20:01
Ой. краснею, цвету и пахну
[Ответить]
Бегущая Следом
23.07.201019:21
Так просто выразить основные положения трех философских течений в выражениях лиц… Жаль, что автор этой картины неизвестен. Когда-то в школе на уроках Истории религии нам рассказывали о всех трех течениях: контрольные, зачеты – но мало что осталось в воспоминаниях сейчас. А такой наглядный пример и емкое описание вряд ли можно забыть!
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 07:52
Мне тоже очень нравится картина – очень емко получилось. Интересно, что вряд ли эта встреча могла быть в реальности – Конфуций и Будда жили хоть и в близкие времена, а все же по возрасту разница должна быть существенной. А Лао Цзы многие историки вообще считают собирательным образом
[Ответить]
Мара
24.07.201007:22
Да, непосвящённому в китайские тонкости по одному названию можно заблудиться в догадках.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 07:49
Даже после прочтения моего упрощенного пересказа сложно?
[Ответить]
Антонина
24.07.201007:28
Согласна с Антониной…. сложновато на слух )
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 07:50
Наверное, я слишком давно и глубоко погрузился – мне кажется все таким простым и очевидным… Ничего скоро я начну еще серию постов по Даосизму с помощью Винни Пуха и моих комментариев, думаю, разберемся
[Ответить]
Июль 26th, 2010 at 08:39
О да!!! Винни Пух – то что надо нашим раскалённым мозгам
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 09:08
Если хотите ждать, пока я доберусь, можно читать прямо сейчас:[ссылка] Как раз к тому моменту как я начну – вы уже будете в курсе
[Ответить]
Июль 27th, 2010 at 07:46
Классная история!!!
Интересно, какой пух следующий?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 27th, 2010 at 08:35
Не совсем понял. Что-то я с утра плохо соображаю
[Ответить]
Июль 27th, 2010 at 21:01
Собрался цитировать Бенджамена Хоффа?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 27th, 2010 at 21:30
Нееее, ни в коем разе. Пообсуждать – да, а цитировать? нафиг оно мне надо?
[Ответить]
Cветлана
24.07.201007:46
очень интересно, спасибо) Первое отношение к жизни мне точно не близко. Очень многие любят побрюзжать о том, что раньше жизнь была лучше, солнце ярче, а трава зеленее, меня всегда это раздражало и на такой стиль размышлений я никогда не скатываюсь. С тем, что жизнь – страдание я как-то тоже не согласна. Мне кажется, что жизнь для каждого такая, какой он сам ее делает, какой путь каждый для себя выбирает и никто, наверно, не сможет глобально изменить мир, но в своей жизни что-то поменять точно сумеет, было бы желание. Так что наверно мне все-таки ближе последнее) Хотя на практике все гораздо сложнее, чем в теории, сказать, что уксус сладкий – легко, а вот попробуй не поморщиться)) Редко удается не скатывать с позитива на негатив.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 11:07
У Конфуция не совсем брюзжание… Оно несколько конструктивнее. Более близкое к критике, что вот перемены меняют далеко не в лучшую сторону. Не зря у китайцев есть проклятие «чтоб ты жил в эпоху перемен» Будда, свое мировоззрение строил на наблюдениях, с определенной точки зрения- он прав, если рассматривать всю его систему в целом. Ведь вторая истина гласит – у каждого страдания есть причина, убери его и уберешь страдание». Но мне тоже ближе всего подход даосизма
[Ответить]
Июль 24th, 2010 at 11:33
эпоха перемен по сути не прекращается никогда и я не вижу в этом ничего плохого)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 11:39
Если считать, что перемены – априори – негативные, то перемены- нежелательны. Конечно же, мы знаем, что перемены есть и такие и сякие. В данной пословице имеются в виду глобальные перемены, которые не могут быть положительными, потому что любые перемены уводят от далекого идеального мироустройства. Философия Кун Цзы, значительно сложнее той, что я привел в посте, хотя в общих чертах я указал вроде бы правильно. И как любая система взглядов и верований, она стройна, логично обоснованна и имеет достаточно твердую под собой почву Что не делает меня ее поклонником, правда
[Ответить]
Июль 24th, 2010 at 11:59
ну само собой всю философию в одну фразу не запихнуть) Не сомневаюсь, что она стройна и логична, если у нее такое множество последователей.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 24th, 2010 at 12:02
Я думаю, можно провести аналогию с ортодоксальной христианской религией, впитавшей элементы славянского язычества. Так и в Китае – вряд ли можно найти чистый буддизм, даосизм или конфуцианство. Яркий пример – храмы Шаолинь. Теоретически – буддистские, а по факту – фьюжн всех вышеупомянутых мной китайских учений.
[Ответить]
Июль 27th, 2010 at 21:11
Этот дурацкий вариант вольного перевода процитировапн явнно из Задорнова.
Ближе к оригиналу будет звучать так: Я проклинаю тебя – чтобы ты жил в значительные/знаменательные времена
На инглише перевод с древанекитайского звучит так:
I curse you; may you live in an important age
Ну а вообще, читай лучше в оригинале 我詛咒你,祝你生活在一個重要的年齡
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 27th, 2010 at 21:41
Задорнова никогда не слушал… Это я где-то давно из реала подцепил.. А ты уверен, что мы говорим об одной и той же фразе? Мой вариант имеет смысл с точки зрения Конфуцианства, а твоя – мне над ней надо еще думать, чтобы понять… Погрузился в размышления….
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 1st, 2010 at 09:16
Подумал. Пришел к интересному выводу.
Я молюсь (желаю), чтобы твои условия быта (жизнь) была одинаковой(схожей) с важными временами. Такой вот перевод с китайского. Знаешь, по-моему и мой перевод и твой по смыслу идентичны, просто мой является адаптированным под европейцев. Различие в конце фразы «эпоха перемен» и «важная эпоха». Мне кажется, что важная эпоха в каком-то смысле как раз подразумевает годы свершений, потрясений, а это и есть смутная эпоха перемен
[Ответить]
Меони
24.07.201010:38
Очень познавательный пост, спасибо
[Ответить]
Денис
25.07.201009:34
Буду стараться и дальше радовать читателей познавательно
[Ответить]
Идущий
25.07.201010:05
Приглашаю вас на мой отчет об отпуске!
[Ответить]
Арлетт
25.07.201019:06
Я немного знакома с философией Дао, в молодости увлеклась, читала много, а остальные течения мне совсем не знакомы. В даосизме что-то нравится, что-то отвергается сознанием напрочь, это все чужое для нас, но интересно.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 06:49
А можно подробнее, что отвергается? Для меня даосизм такой природный, естественный. Произошедший от наблюдения за природой.:)
[Ответить]
Kupena
26.07.201006:34
А китайцы предпочитают одно учение или следуют всем сразу? Короче, что сделает рядовой китаец, попробовав уксус?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 07:52
Предпочитают каждый свое. Но учения так переплетены, что вряд ли существуют в чистом виде.
Сначала скуксится от кислоты, помянет «незлым тыхым словом» Будду и весь пантеон полубогов, а затем улыбнется и будет жить дальше.
[Ответить]
Олли
26.07.201007:39
Лао-Цзы – наш выбор. Не смог бы выбрать ничего иного
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 10:35
Я и не стал бы сомневаться. Сама суть учения ЛаоЦзы, НМВ – проекция жизни такой как мы ее воспринимаем. Хотя буддизм, особенно дзен, меня тоже достаточно привлекает.
[Ответить]
Ptah
26.07.201010:26
Да , если соблюдать принципы этих трех мудрецов, то получается вполне сносно: радуешься жизни в настоящем, помнишь о прошлом (включая предков и традиции) и думаешь о Нирване в будущем, несмотря ни на что… Не так уж и плохо
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 16:28
Во, а временное разделение мне в голову не приходило – прикольно
[Ответить]
Ingwar
26.07.201014:02
Почитал комментарии, но столько всего, что писать … кому-то ответ пока … не варит голова для этого))))
Даешь ЛАО ДЗЫ %)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 16:28
Еще один был «совращен» старым хитрым китайцем с моей помощью
[Ответить]
ХрюнделЪ
26.07.201014:17
автор, поздравляю тебя! Не думал, что на такой пост, достаточно сложный для мира клипов и твиттера, будет столько откликов… Рад за тебя
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 26th, 2010 at 16:27
Что, правда такой сложный? Мне казалось, что так все просто…
[Ответить]
Август 1st, 2010 at 07:13
да ладно, нам Пающие трусы ближе, нежели японцы с их хокку…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Август 1st, 2010 at 09:03
Мне и «Пающие трусы» нравятся. Есть пара прикольных песен у них
[Ответить]
twiceal
26.07.201014:56
Учения Китая очень сложны и наверное не все могут понять его смысл. Хотя, если разобраться…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 27th, 2010 at 19:31
Нет ничего невозможного. Да и сложного там нет. Если есть желание или интерес- так тем более.
[Ответить]
Туристка
27.07.201019:28
Я не могу выбрать какое то отдельное учение/философию, и не только из китайского. Хотя конечно ты мои пристрастия в этом направлении знаешь, и 道德經, я цитирую чаще чем скажем Библию или Коран. Но в целом у меня большие сложности с выбором. Скорее некий сборник тезисов, переодический повергающий меня в транс или размышления
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 27th, 2010 at 21:45
Но из этих трех, ты тоже скорее всего выберешь даосизм, потом по нисходящей буддизм, причем я думаю скорее дзен, а не буддизм и в самом конце – конфуцианство? То ли мы таксильно от китайцев отличаемся, то ли идеи КунЦзы настолько устарели… совсем никак нам не подходят…Что интересно и в Китае далеко не все любили учение его. Тот же Шихуанди со своими казнями хм…
[Ответить]
Andrey B.Barhatov
27.07.201021:18
а я честно говоря, не сразу Конфуция заметила…
конечно его отношение к жизни самое привлекательное. но почему-то подумалось, что может стоит совмещать все эти три таких разных пути в один? ведь весь мир – это гармония черного и белого, хаоса и порядка, разрушения и созидания. и если жить лишь так как жил Конфуций или Кун цзы будет что-то не то… всегда нужна золотая середина – в мире есть и радость и страдание.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Июль 28th, 2010 at 19:01
Для вас самое привлекательное – это быть кислым, потому что жизнь – несовершенна, как утверждал КунЦзы? А почему не так как Будда, который учил что жизнь- страдание, но давал путь жаждущим избавления от страданий? Или не Веселый старик ЛаоЦзы?
[Ответить]
Кристина
28.07.201018:03
Я сильно ошибусь, если вспомню про то, что Шива ходит в белых одеждах из уважения к Брахме, а Брахма – в чёрных их уважения к Вишне? Если нет, то мне это напомнило.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Октябрь 26th, 2010 at 15:04
Честно говоря не помню. Индуизм от меня так далек по времени… Я им интересовался в 1990-1992 годах ориентировочно.
[Ответить]
Круфоко
26.10.201014:52
«Чтоб ты жил в век перемен» – проклятие для конфуцианцев, а для людей Дао – это пожелание Удачи…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 6th, 2010 at 12:45
Для конфуцианца – соглашусь. Насчет людей Дао и пожелания Удачи – не уверен. Объясните, что вы подразумеваете под этим термином и почему вы считаете это пожеланием Удачи?.
[Ответить]
izDAO
06.12.201012:38
Есть только одно Постоянство – постоянство временного. Обычный человек всегда стремится к постоянству (свой дом, одна работа,…) – чувствует себя комфортно, спокойствие… Перемены – что-то Новое, неизвестное…, и только Перемены влияют на развитие сознания (личностного и духовного)… Противоположность также верна и имеет такуеже силу… Чем чаще сознание переходит из крайности в крайность, и при этом чувствует себя комфортно и спокойно – есть как есть, какая разница… Вы Человек Дао…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 6th, 2010 at 15:25
Интересная мысль. Вы меня кстати подтолкнули к размышлению – и, ведь, действительно, с точки зрения даосизма, это проклятие абсолютно бессмысленно (так как все перемены принадлежат Дао), а вот с точки зрения конфуцианства – это чуть ли не самая суть Учения. Ну, не зря же исследователи-синологи говорят, что в Китае все три Учения очень тесно переплетены и порой отделить одно от другого очень сложно. Вот и абсолютно конфуцианская мысль пропитала насквозь всю культуру Китая
Тут я отвечу как один персонаж в «Золушке» – «Я не волшебник, я только учусь». Мне еще очень и очень далеко до этого состояния, я пока что просто Идущий
[Ответить]
Декабрь 7th, 2010 at 13:33
Дао, которое можно выразить словами – выделяет ограниченную часть настоящего Дао
Имя, которым называю – придаю ограниченную часть признаков названного
Отсутствие, Все что без Имени – неотъемлемое дополнение,которое рождает начало и конец всех вещей
Наличие, Все что с Именем – неотъемлемое дополнение,которое рождает и превращает все вещи
Специально разделяю, чтоб возникло желание узнать о том, о чем нельзя сказать
Узнать возможно, только отказавшись от желания познания
Когда сможешь себе позволить – иметь и не иметь желаний и Имени
Когда не ведаешь границы, между наличием и отсутствием
Станешь на путь постижения сокровенного
Движение, по которому, от тебя уже не зависит
P.S. Это первый стих Дао Дэ цзина в моем вольном изложении…
«Идущий» – хороший ник (даосский – ты на Пути), последние две строки говорят,
что здесь не возможно быть только учеником, плюс Учитель, они всегда вместе…
Удачи в постижении сокровенного…
С любовью и благодарностью, изДАО.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 18:31
Мне даже как-то нечего добавить или сказать
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 18:48
Почему-то не получается оставлять коментарии у вас на блоге. что-то с файлом wp-comments – проверьте наличие его.
[Ответить]
izDAO
06.12.201013:11
Мне кажется, что китайцы не заостряют внимания на различиях, а видят общее. Каждому свое, и тогда, когда это нужно. В этом содержится большой смысл. Наличие разнообразия в духовных практиках дает возможность каждому человеку найти то, что ему конкретно требуется в данный момент, поэтому не вижу смысла в противопоставлениях и повода для разногласий. Быть может, поэтому я сама радуюсь всегда, когда нахожу отклик в душе, соприкасаясь с мудростью, которая содержится повсюду…И у меня никогда не возникает желания фанатично следовать тому или иному учению. Тем самым я не ограничиваю себя в самоусовершенствовании. Это очень помогает принимать жизнь во всем ее многообразии и смирять свою гордыню:)
[Ответить]
Идущий Ответил:
Январь 24th, 2011 at 16:55
Конечно не заостряют – они с детства привыкли к тройственной религии. Для них это также естественно, как для искренне верующих жителей бывшего СССР их странная религия – смесь язычества, анимализма, ортодоксального христианства и культа предков (впрочем только дальние отголоски).
[Ответить]
Марина
18.01.201114:48
Картину-то эту/миниатюру с темя мудрецами кто написал? Может, кто-то знает? Не может быть, что это – неизвестный художник. Меня это больше всего интересует в отличие от всего остального.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Апрель 17th, 2011 at 14:15
Из поста:
Картине, по разным оценкам от 1500 до 2200 лет, потому и не сохранилось имя художника.
[Ответить]
fmmarianne
17.04.201113:49