«О живописи У-син» – интервью с Андреем Щербаковым

Автор: Идущий

wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, ЩербаковСегодня представляю вашему вниманию очень большое и информационно насыщенное интервью. Совершенно неожиданно для меня оно получилось не просто большим, а гигантским. Но делить на две части все же не решились – формат одного поста наиболее удобен. Если для вас понятия «китайская живопись» и «у-син» незнакомы, советую почитать предыдущую статью – живопись У-син, в которой найдете массу полезной информации, картины и видео. Ну, а если уже читали, то рекомендую не пропускать это интервью. Так что заваривайте себе чашку хорошего зеленого чая или кофе, или любого другого напитка, устраивайтесь поудобнее и читайте.

Идущий: Андрей, скажи пожалуйста, что ты нашёл интересного в живописи у-син, почему ты ей занимаешься? Что тебе даёт эта живопись и почему именно она, почему не другая техника?

АЩ: Это интересный вопрос. Для меня живопись у-син, – это, прежде всего, проводник на пути духовного развития. Для меня это практика саморазвития, в первую очередь, и только потом – тип самовыражения или художественная техника. Живопись у-син содержит в себе яркую демонстрацию принципов даосской и буддистской философии.

Тут важно понимать, в чём разница между реальной практикой развития и простым самовыражением. Самовыражение – это просто выплёскивание всего, что есть внутри или снаружи, на лист. Практика – это постоянная работа над собой, над собственной ограниченностью, над собственными движениями и собственным видением. Если самовыражение направлено вовне, то практика – всегда внутрь.

Идущий: А как же быть с преподаванием, оно ведь имеет внешнюю направленность?

АЩ: Ну, это зависит от точки восприятия, ведь формально и живопись тоже направлена вовне. Практикой саморазвития может быть всё, что угодно: и преподавание, и бизнес, и личные отношения, и многое другое. Главное – это правильно зафиксировать точку восприятия.
wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков

Идущий: А можно подробнее про то, как в этом искусстве воплощены принципы даосизма и буддизма?

АЩ: Начнём с Даосов. Основной принцип заключается в так называемом «недеянии» (无为 у-вэй) и следовании естественному пути. Увэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна», когда вначале наносишь пятно, затем, с минимумом доработок превращаешь его в объект. В живописи у син – нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами. Таким образом, никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Когда рисуешь таким способом, понимаешь, что нет возможности испортить рисунок, ведь любая нежданная клякса может органично вписаться в целостность рисунка, если следуешь естественности, не навязываешь рисунку слишком много своего. Таким образом, получается, что это не автор формирует рисунок, а рисунок помогает автору сделать следующий шаг в саморазвитии.

Такой тип рисования очень сильно способствует повышению гибкости ума и тела. Если человек занимается живописью у-син серьёзно, то перед ним обязательно начинают открываться новые жизненные горизонты потому что он начинает видеть больше. Надо понимать, что корнем неудовлетворённости жизнью обычно является именно слишком большая зажатость, и жёсткость в суждениях, мыслях и действиях. Стоит начать работать над гибкостью ума и тела и жизнь начнёт меняться. Вот живопись у-син – это одна из таких практик.

Идущий: а с буддизмом что?

АЩ: Здесь всё дело в НЕпривязанности. Тот, кто воспринимает живопись у-син, как практику, должен стремиться, всеми способами, освободиться от привязанностей. Прежде всего, привязанностей к результатам своего труда. Я даже, в своё время, делал такую интересную практику. Сначала долго работаешь над картиной, а затем сжигаешь её. При этом самое важное изначально знать, что ты потом её сожжёшь. Короче, важно понимать, что не результат художественный важен, а те внутренние открытия, которые сделал художник, рисуя картину.

Не стоит также привязываться и к собственному стилю, наоборот, следует находиться в постоянном поиске чего-то нового. Здесь, кстати гигантское различие с психологией обычного художника, для которого важнее собственного стиля ничего нет.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.

Идущий: В анонсах, посвящённых живописи у-син говорится о том, что эта техника имеет арт-терапевтическое влияение. О чём конкретно идёт речь?

АЩ: Да, действительно арт-терапевтическое влияние есть. Это влияние отмечают и профессиональные психологи, например, Юлия Зима (https://komninus.livejournal.com/49143.html). Многие психологи взяли эту технику на вооружение. Я знаю, что Киевская арт-терапевтическая ассоциация применяет живопись у-син в работе с клиентами.

Первый уровень этого арттерапевтического влияния в том, что, расслабляя определённые телесные зажимы, человек может избавиться от зажимов психических. Этот факт известен из теории и практики телесно ориентированной психофизики.

Второй уровень – в том, что раскрепощая свои движения, человек знакомится с новым для него способом взаимодействия с реальностью. Вот здесь влияние нашей живописи очень легко понять и проследить. Например, человек по жизни слишком прям и умеет лишь оплеухи направо и налево раздавать, а с гибкостью незнаком в принципе или уже забыл, что это такое. Такое часто случается с женщинами, забывшими про свою женственность. Вот у этого человека получаться будут только прямые, жёсткие мазки «Дерева», а гибкий – «Металл», будет новым типом действия. И если человек его освоит, то это может стать большим шагом вперёд.

Третий уровень – это работа с образами. Здесь мы подбираемся к «Юнгианству». Чтобы понять, как идёт работа с образами, приведу один рабочий пример. Известно, что Дерево, является архитепическим и важным, для каждого человека, образом. Самое интересное, что дерево подсознательное у каждого – своё, и подсознательный рисунок дерева может многое сказать о человеке. А если начать работать с этим символом, показать человеку, что существуют и другие типы деревьев, добиться пластичности его «внутреннего дерева», можно добиться очень хороших результатов.

Интересно, насколько большие успехи может принести эта техника на поле реальной терапии. Мой учитель, Максим Парнах, специализируется на работе с детьми-инвалидами. При помощи техники Живописи У-Син он нередко «вытаскивал» детей из ДЦП.
wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков

Идущий: С философией более-менее ясно, а теперь давай поговорим о технике. Насколько я помню из видео, движением стихии огня ты рисуешь листья бамбука. Нет ли тут противоречия? Зеленые живые листья и вдруг стихия Огонь?

АЩ: Приёмом Огонь можно рисовать не только листья, но и рыбок, птичек, лепестки цветов и многое другое. Почему же так? Вопрос вроде бы был простой, но ответ чуть глубже, чем кажется. У-Син, в переводе с китайского, это всё же не пять стихий, а пять движений, иероглиф «син» переводится, прежде всего, как движение. Поэтому если мы говорим про у-син, то это будет мир энергий, ведь энергия – это мера движения. Пять «элементов» у-син – это пять качеств движения. Понимание этого факта влечёт за собой очень интересные метаморфозы в понимании мира. Об этом я довольно подробно пишу в этой статье про у-син: https://komninus.livejournal.com/39986.html

Огонь – это мимолётное и взрывное движение. Если слабое, то оно подобно полёту бабочки, если сильное, то похоже на взрыв бомбы. И рисуют им всё, что наделено мимолётной природой. В растениях самыми подвижными являются листья, они опадают осенью и вырастают весной, на ветру они колышутся, постоянно меняя направление, вот ствол дерева не наделён такой динамикой, он значительно более статичен и основателен.
Таким же движением «огонь» рисуют и многие цветы, чтобы подчеркнуть мимолётность и яркость их жизни. Таковы же по своей природе и рыбки с птичками, это самые неуловимые в мире существа. Передача такой мимолётности происходит при помощи быстрого движения запястьем, ведь эта часть руки способна на самые быстрые движения.

Идущий: Какой материал ты используешь для рисования? Бумага это понятно, а еще? Тушь, Чернила, гуашь, акварельные краски? Если разные материалы – мог бы ты сказать, в чем разница при работе с каждым из них? Не связываешь ли ты краски с усин? Нужно ли для рисования использовать специальные кисти и краски? Какие именно?

АЩ: Вот при ответе на такие вопросы я всегда вспоминаю, что у-син это метафизика, то есть она выше формы. Поэтому живопись у-син можно рисовать при помощи чего угодно и на чём угодно. Чем дальше я этим занимаюсь, тем больше удостоверяюсь в верности своего мнения. Другое дело, что быстрыми мазками у вас будет получаться рисовать
китайскими кистями для каллиграфии. Это будет более «по-китайски» и значительно легче будет учиться. А так, вообще: полная свобода.

Вот, например, недавно делали мастер класс по оформлению посуды:
wusing, Даосизм, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков, интервью, иероглиф
И ещё был мастер класс по росписи одежды:
wusing, Даосизм, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков, интервью, иероглиф
Так же на одном из недавних мастер классов мы писали на китайских свитках веерах и картоне:
wusing, Даосизм, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков, интервью, иероглиф
А ещё стены расписывали:
wusing, Даосизм, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков, интервью, иероглиф
И ещё раз повторяю, материалы здесь будут какими угодно, это может быть как китайская тушь, так и акрил, так и вообще всё что угодно. Разница в работе с разными поверхностями и разными красками есть, но это всё дело формы, по сути же, всё остаётся одним и тем же. Здесь, наверное, будет интересно изучить мою статью, посвящённую 4 типам восприятия творчества.

Известно, что у-син связан с красками – дерево, например, это бирюзовый, огонь – алый и т.д. Некоторые современные практики, например, Джун Юань цигун используют цветотерапию по у-син. Лично я являюсь сторонником осознанности, а не тупого следования чужому мнению. На личном опыте я пока что не выявил объективных связей одного с другим. Лично мне кажется, что здесь-то, как раз, всё работает наоборот. Человек сам себе сначала внушает, что бирюзовый цвет и печень как-то связаны, а потом уже применяет этот свой тип самогипноза.

Связь между у-син и колористикой картины весьма возможна, но тогда надо более комплексно подходить к вопросу. Например, картины Гогена наполнены контрастами холодного и тёплого, что пробуждает в сердце смотрящего настоящее кипение эмоций, поэтому контраст холодных и тёплых тонов – это энергия «Огонь». А вот монохромная японская живопись суми-е часто вызывает ощущение спокойствия или даже грусти и поэтому подобный контраст тёмного и светлого можно отнести к энергии «Металл» ну и т.д.

Идущий: В какой гамме тебе больше всего нравится работать монохром или цвет?

АЩ: Честно говоря, я за разнообразие. Как уже было сказано выше, в живописи у-син у художника нет задачи создать свой стиль. Стиль, как и другая форма, как бы приходит извне, параллельно задачам, которые в данный момент стоят. Среди моих работ можно найти и цветные и монохромные. В последнее время я больше склонен к монохромной живописи, но и это, думаю – временно.

Идущий: Какой стиль китайской живописи больше всего привлекает? Вот меня, например, горы-воды и совершенно не интересуют птицы. Интересно, из этого можно сделать какой-либо вывод? Ведь стилей тоже 5. ;)

АЩ: Ой, ну не знаю, стоит ли тут какие выводы делать. Как известно, лишь психолог-дилетант стремится сразу всем диагнозов наставить. Стилей-то конечно 5, это так, но там другая классификация. Опять же не в форме дело, а в движении взгляда по картине. Как взгляд перемещается, как он переходит от объекта к объекту, вот это действительно важно.
Я тоже люблю пейзажи, наполненные туманами и горами. Мои любимые китайские художники – Ма Юань и Ся Гуй, жившие во времена династии Сун.

Идущий: Правда, ли, что любой человек может научиться рисовать?

АЩ: Да, это правда. Живопись у-син – это техника, в которой, всего за 2 месяца можно достичь очень хорошего уровня, даже если ты стартовал с абсолютного нуля. Дело в том, что современные академические техники, как китайские, так и европейские, часто перенасыщены деталями, которые на первом этапе абсолютно не нужны человеку. А зная строение современной психики, можно смело сказать, что они скорее закомплексовывают, чем освобождают человека. Живопись у-син даёт самую суть, без всяких изворотов и поэтому научиться рисовать с нуля в этой технике очень легко.

Часто люди думают, что для того чтобы научиться рисовать, нужен какой-то особый талант. Это совершеннейшая неправда. За последние несколько лет я выпустил более тысячи учеников. Статистика показывает, что единственное, что нужно для того чтобы преуспеть в этой области – это иметь чёткое намерение научиться и много работать над собой. Две основные преграды – это лень и интеллектуальная импотенция. Лень и интеллектуальная импотенция дополняют друг друга и как раз и создают тот порочный круг из которого 90% не могут выбраться: не буду, не хочу, не могу… Особенно опасна интеллектуальная импотенция для мужчины, ведь за ней наступает реальная импотенция.

Идущий: Почему вникнув в суть живописи У син, ты рисуешь в китайском стиле, а не в своем личном, например? Разве у русского человека может быть и китайское мировосприятие?

АЩ: Интересный вопрос. На самом деле, на первом этапе китайский стиль мне был интересен постольку-поскольку. Вы можете посмотреть мои ранние картины, там часто Китай вообще не причём.

Вот примеры:

wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков

wusing, Даосизм, иероглиф, интервью, Китай, пять элементов, Религии Дальнего Востока, У син, фен шуй, философия, ци, цигун, Щербаков

Но я всё дальше активно интересовался именно традиционной китайской живописью, я начал изучать традиционную го-хуа и традиционную каллиграфию и начал углубляться в изучение именно китайской техники. Ну и ныне я в этом процессе. Поэтому вы можете видеть множество работ в «китайском стиле». Хотя, всё же, этот стиль остаётся достаточно индивидуальным. Всё-таки в китайской традиционной живописи слишком много условностей, которые скорее закрепощают сознание, чем наоборот, да и что тут скрывать всё-таки я – не китаец. Родился я в России и не особо стесняюсь этого. И в том чтобы быть стопроцентным китайцем не вижу никакого смысла. :) У-син я считаю не атрибутом китайского мышления, а определённым уровнем видения реальности. Об этом подробнее можно почитать в моей статье.

Идущий: В рунете, в последнее время, активно ведётся дискуссия на тему, является ли живопись у-син китайской или нет. В чём суть этого диспута?

АЩ: Сразу скажу, что для меня этот вопрос вообще не представляет никакой принципиальной важности. Мой учитель, Максим Парнах считал, что живопись, созданная из приёмов се-и и на базе китайской философии у-син, должна называться китайской, хотя бы из почтения к китайской древней культуре. Об этом я писал здесь.

Важно также понимать, что у-син может быть отличной базой для освоения более аутентичной го-хуа. У-Син вполне можно воспринимать, как методику преподавания китайской живописи, что подтвердил мой личный опыт и опыт многих других моих учеников.

Техника живописи у-син оказалась крайне популярной по многим причинам. И вот мы стали целью обвинений со стороны людей, которые называли себя китаистами и которым мы явно мешали. Пошло много всякой критики со всех сторон. Мы сами призадумались и обратились к нашим китайским друзьям-профессионалам в области го-хуа. Их ответ был таков: да, конечно, картины, написанные в стиле живописи у-син, являются частью китайской живописи, ведь там есть каллиграфия и сюжет китайский и этого вполне достаточно.

Но многие люди, которые преподавали в Москве го-хуа, оказались крайне ревнивыми и начали проявлять себя совсем не с лучшей стороны. Ну, мне вообще без разницы китайская она или нет, поэтому я теперь пишу отдельно «китайская живопись» и отдельно «живопись у-син». Хотя это всё это форма – весь вопрос в точке восприятия.

Другие картины Андрея Щербакова можно посмотреть на сайте Школы китайской живописи У-син..

В записи нет меток.

Советую также почитать:

Комментариев: 15

  1. Статья просто огромная, но читается на одном дыхании :) Спасибо авторам, очень интересно написано…натолкнуло на несколько идей.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    натолкнуло на несколько идей

    Ээээ, мне стоит начать прятать от тебя кисти и бумагу, а дочери краски? ;)

    [Ответить]

    Бегущая Следом Ответил:

    Нууу, насколько я помню, мы втроем с большим удовольствием расписывали стены детской комнаты. И никто не прятал ни кисти, ни краски :)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Так ты тогда не пугала нас «несколькими идеями». :)

    [Ответить]

    Бегущая Следом

    25.01.2011
    23:40

  2. Андрей, который не Идущий ;) , ну очень понравилась тарелка с нарисованным бамбуком :) Если заказать такие тарелки, сколько они будут стоить?

    [Ответить]

    Бегущая Следом

    26.01.2011
    00:01

  3. Это расписывала Оля Кинёва, она у нас спец по посуде она сказала, что тарелка+ оформление = 3000 рублисов. Учитывая, что мы с Андреем будем скоро над сайтом работать можно подумать о бартере….

    [Ответить]

    Бегущая Следом Ответил:

    Ого! На наши енто будет 750 гривнеков. Видимо проще отпинать Идущего, чтоб он научился рисовать и дать ему сервиз потренироваться, глядишь к 6 персоне будет так же красиво :) Шутю.
    А какие краски надо использовать, чтоб рисовать на керамике? И какие подготовительные работы необходимо провести, кроме того чтоб правильно рисовать? ;)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    И снова я буду отдуваться? :( Тебе понравилось а я – рисуй? с моими-то руками? :D

    [Ответить]

    Андрей щербаков Ответил:

    Да, я его всё пинаю, чтобы учился рисовать, я прям чувствую, что ЕМУ НАДО (!!!) Давай про технологию нанесения – в личку напишу? Это всё таки Олина технология….

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Пора мне, наверное, ник новый брать.. не Идущий, аааа, скажем, «Катящийся от пинков»? ;)

    [Ответить]

  4. Хорошее интервью. Много знакомого нашел. Тарелка понравилась. Но 3000 это дорого за одну то тарелку:)

    [Ответить]

    Андрей Ответил:

    Бывает :) Просто мне кажется легше самому научиться и оформлять себе посуду….

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Выход один – смотреть видео у Андрея на сайте и учиться самому рисовать. :) А дорого, потому что эксклюзивная, я так понимаю.

    [Ответить]

    Onegai

    26.01.2011
    11:43

  5. Половину статьи не понял, вы на китайском разговаривали? :)
    А так в целом довольно занятно, картины очень понравились.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Русский был причем у Андрея московский диалект, а у меня донецкий. :D C непривычки может и правда тяжеловато, нужно тренироваться! ;)

    [Ответить]

    Ptah

    26.01.2011
    15:12

  6. Да я как-то немного умею рисовать.;) Это не дорого, это очень дорого для обычного человека. Это для состоятельных.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Для нас в Украине это очень дорого. По московским меркам-наверняка не все так страшно – стоит учитывать и этот факт тоже :)

    [Ответить]

    Onegai

    26.01.2011
    19:18

  7. Хорошее интервью, и все же очень бы хотелось чтобы в Донецке был учитель У-син

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Может и будет ;)

    [Ответить]

    alexprim

    27.01.2011
    16:43

  8. Отличное интервью, не успела проникнуться как оно уже закончилось. :) Безусловно оба хороши, так как в диалоге важны не только ответы, но и правильные вопросы. И хочется надеяться что эта живопись все-таки доберется до Одессы, ну просто очень хочется научиться!

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Ну, если не успела проникнуться за 15000 знаков, то есть только один путь – идти на блог к Андрею и читать – там еще много интересной информации по теме. :) И я скоро еще напишу об У-син. Правда уже не живописи но по той же теме. Думаю будет интересно, познавательно и полезно :)

    [Ответить]

    Оля Раскраскина Ответил:

    Так и сделаю ;) И конечно жду нового поста :)

    [Ответить]

    Natalia Ответил:

    В пед.университете учится большой мастер у-син и китайской каллиграфии Лю Цзянь. Он дает уроки китайской живописи и каллиграфии + учит китайскому. Сам изучает русскую реалистическую живопись. Прекрасно пишет в стиле южго-русской школы. Найдите его там. 4 курс.

    [Ответить]

    Катерина Чёрная Ответил:

    Натали Котова ездит в Одессу с занятиями. Спрашивайте у наших (школы живописи У-син , админов)

    [Ответить]

  9. Обоим Андреям – большое спасибо за доставленное удовольствие! Интервью замечательное и глубокое. А это прямо афоризм: «В живописи у син – нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами. Таким образом, никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Когда рисуешь таким способом, понимаешь, что нет возможности испортить рисунок, ведь любая нежданная клякса может органично вписаться в целостность рисунка, если следуешь естественности, не навязываешь рисунку слишком много своего. Таким образом, получается, что это не автор формирует рисунок, а рисунок помогает автору сделать следующий шаг в саморазвитии.»
    Прекрасно сказано! Я рисовала подобным способом только черной тушью на белой бумаге, но не в стиле живописи у син, конечно, а в своем абстрактном. Правда, начинала не с пятен, а с линий, разной толщины и направленности.

    Андрей Щербаков большой молодец, что раскрепощает и вдохновляет людей на творчество!
    Думаю после этого интервью многие люди захотят все-таки попробовать научиться рисовать. :)
    Понравилась еще практика НЕпривязанности к результатам рисования.

    А у меня любимый китайский художник – Ци Байши. Это стиль го-хуа, кажется?

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    По большому счету, к Гохуа относят практически всю китайскую живопись. :) Хотя это и не совсем верно. Ци Байши, к моему глубокому сожалению был приверженцем стилей «цветы-птицы» и «травы-насекомые». А я люблю горы-воды больше всего. Но в своем жанре он был безусловно одним из наиболее известных и талантливых художников.

    [Ответить]

    Maria Trudler

    28.01.2011
    16:11

  10. Да я тоже не из Китая, но очень трогает такая живопись, даже не раздражает сиюминутное упоминание различной техники на неведомом языке.
    А вот за тигра на коментах особое спасибо, я жила до 20 лет на Дальнем Востоке (на границе с Китаем), вот такого огромного полосатика видела в детстве в музее, жалко, что их мало осталось. Но рисовать не буду, лучше полюбуюсь.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Тира не мой :) Это автор шаблона уссурийца (это же он – я не ошибся?) поставил. :) Так что все благодарности ему. :)

    Да я тоже не из Китая, но очень трогает такая живопись, даже не раздражает сиюминутное упоминание различной техники на неведомом языке.

    Согласен, главное- это живопись, а как мы ее называем, на каком языке – мелочь, ярлык всего лишь. :)

    [Ответить]

    Скарлет

    28.01.2011
    22:39

  11. Картинку с волком хочется утащить :D . Вообще нравится подобная живопись – в оформлении квартиры самое оно.

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    Утаскивать – наверное, не стоит. А если для поста хочется – лучше спросить согласие у Андрея. :)

    [Ответить]

    Дмитрий Ответил:

    Мне бы дизайн блога в таком стиле…

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Я тоже хочу свой личный дизайн..Но это, обычно, очень дорого. Поэтому на двух моих блогах стоят бесплатные шаблоны…Правда, китайские. :)

    [Ответить]

    Дмитрий

    28.01.2011
    22:44

  12. Спасибо за это интервью, столько интересного узнала о живописи. В восторге от тарелочки и веера. Вещь!!!!!!!!!

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) Спасибо за «спасибо».

    [Ответить]

    Юла

    30.01.2011
    16:13

  13. Пожалуйста ))) расшаркиваться не будем )))) Мне ваши посты безумно нравятся.

    [Ответить]

    Юла

    30.01.2011
    18:01

  14. Спасибо, чудное интервью. Очень устаешь даже не столько от глянца в искусстве, сколько от восторгов над не слишком качественными произведениями. А здесь..прямо отдых для души) Хоть я и не увлекаюсь китайской живописью, но само понимание искусства и его функции мне очень близко. Верно говорят, зритель – это тоже профессия. И зрителя надо воспитывать на чем-то хорошем)

    [Ответить]

    Идущий Ответил:

    :) И вам спасибо за комментарий. Очень приятно, что вам понравилось :)

    [Ответить]

    Александра

    24.03.2011
    11:47

  15. Не рекламы ради..пользы для! Если кто думал придти на занятия по «китайской» живописи у-син в Киеве. Я Снова еду. Читайте на [ссылка]

    [Ответить]

ВНИМАНИЕ! Возможна задержка публикации комментариев.

Ваш e-mail никогда не будет опубликован. Обязательные поля помечены *.

*

*

Ваш комментарий: