Концепция «У син» – теория и практика
Автор: Идущий
Одним из основных понятий, которые используют практически все религиозные, мистические и философские учения древнего и современного Китая, является У син. Вот о нем сегодня и поговорим – я думаю, что хотя бы поверхностное представление , человеку, интересующемуся Китаем точно необходимо. Не скажу что я ложусь и просыпаюсь с мыслью об усин. Но немного в ней разбираюсь и этим самым «немногим» сейчас и поделюсь с вами – сначала я поумничаю и «блесну» теоретическими знаниями, «ну а к практике мы перейдем потом, опосля значить». Как же тут к месту пришлась цитата из песни М. Науменко «Гуру из Бобруйска».
Теория.
«У син» (五行) обычно переводят как «пять элементов», хотя если быть точным то иероглиф 行 лучше перевести, как «стихия» (энергия движения). Тут, как всегда, трудности дословного перевода и потому я дал сразу несколько понятий. В совокупности они должны давать нечто похожее на то, что подразумевают китайцы. Просто слово «элемент» – статичное, а тут все-таки есть движущая сила, которую «стихия» передает лучше.
Проводить аналогии с греческими (или латинскими?) 4 элементами я бы не советовал – в понимании принципов усин это будет скорее препятствием, чем помощью. Пять стихий находятся в постоянном равновесии, но не статическом, а динамическом – между ними постоянно происходят процессы, которые, в совокупности, и дают то самое равновесие.
Итак, смотрим на схему:
Как видим, пять стихий: Земля, Металл, Вода, Дерево, Огонь (никакого воздуха и в помине нет ). Все эти стихии связаны между собой связями, которые на схеме изображены сплошными линиями (Порождающие) и прерывистыми (Преодолевающие). На первый взгляд, взаимосвязи не очевидные. Предлагаю вариант логической последовательности, которая даст возможность легко запомнить.
Порождение. В Земле добывают Металл (руду), а утром на металлической поверхности выпадает Вода (роса), которая питает корни и все Дерево, порождающее Огонь и дающее, в результате, Землю (пепел).
Преодоление. Земляными дамбами останавливают Воду (реки) , которой можно потушить Огонь, плавящий Металл, топором из которого рубят Дерево, корни которого разрушают Землю (почву).
По-моему очень легко запомнить.
Практика.
Чайная церемония построена на принципах У-син. И об этом я уже немного рассказывал в посте, посвященном китайской чайной церемонии.
Ближе всего (или привычнее всего) людям, не сталкивавшимся с Китаем и его учениями близко, будет пример расчета животного-покровителя по китайскому календарю. Уж этим-то интересуются все, даже те, кому абсолютно не интересен Китай покупают в канун Нового года сувениры с символикой – разноцветными зверушками. Чтобы не повторяться я просто дам вам линк – в начале этого года я уже писал на другом своем блоге,
Практически вся китайская медицина (забавно, что у нас она называется «нетрадиционной», а в Китае – наоборот – «традиционной» ) построена на концепции взаимодействия пяти элементов. Уберите у-син и китайской медицины не будет. Энергия ци, ее перемещение по каналам (меридианам) и соотношение внутренних органов и аккупунктурных точек с усин – это «альфа и омега». Про эффективность Чжень-цзю (иглорефлексотерапии) ходят легенды, я уж молчу про то, насколько сильно сами китайцы ей доверяют. Не буду углубляться в этот вопрос – я не слишком хорошо в нем разбираюсь, несмотря на изученные в юности книги и перманентный интерес. Меня больше интересовал цигун, а медицина уже шла бонусом.
Феншуй. Если честно, то к тому, что у нас преподносят, как феншуй, я отношусь крайне скептически, при этом не отрицая самого учения. Мне смешно читать статьи (и писать ) в интернете с советами и рекомендациями. Большинство «мастеров феншуй», по моему мнению, шарлатаны, так как пособия «Как выучить феншуй за 20 уроков» явно недостаточно для обретения полноценного знания и эффективного применения. Фен шуй имеет непосредственное отношение к даосизму и, конечно, же к теории усин, на взаимодействии элементов (стихий) которой и энергии ци он и построен.
Ушу. Такая же очевидная взаимосвязь – практически все школы ушу используют усин в той или иной мере.
Музыка. Существует даже понятие – «китайская пентатоника» – то есть гамма состоящая из пяти нот. О музыке и усин я еще напишу отдельным постом, поэтому сильно не буду углубляться тут.
Перечисление можно продолжать еще долго, но думаю, вы уже и так поверили в то, что 5 стихий усин – действительно очень важны для понимания Китая. Культура этой страны действительно пропитана даосизмом, буддизмом и конфуцианством, причем это все настолько переплелось, что уже и не всегда возможно отделить одно от другого и все месте от Китая. Если что-то осталось непонятным – спрашивайте в комментариях.
PS. Совершенно неожиданно, уже после написания этой статьи, я узнал о существовании такого вида китайской живописи как У-син. О_о После изучения материалов обязательно рассмотрю и это, очень интересное применение Усин.
Комментариев: 11
В Китае даже официальные государственные институты на теме вот этой вот всей нетрадиционики имеются. А у нас всё бесов гоняют и ищут шарлатанов.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 27th, 2010 at 21:07
Зато у нас академии колдунов открывают
[Ответить]
Декабрь 12th, 2010 at 17:50
А потом академики с ними начинают бороться, создавая комитет по лженауке.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 12th, 2010 at 18:31
[Ответить]
Zuljin
27.11.201018:48
Интересно, а куда подевался «воздух»? Почему у китайцев его нет, а у остального мира есть?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 13:53
Потому что «воздух» – это элемент, а усин – это: 5 стихий/энергий. Это совершенно разные вещии никакой корреляции между греческой и китайской системой попросту нет. Кстати, у «остального мира» говорить не совсем верно, правильнее – у остальных народов, позаимствовавших теорию строения мира из элементов у греков.
[Ответить]
Ноябрь 29th, 2010 at 13:56
ну подожди, в «Аватаре», аниме, четыре обычных стихии. Нету там никакого у син
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 14:22
Адаптация для европейца или для детей (уменьшили на 1 чтобы легче запомнить было)? Почему там 4 – не знаю, Да и особо как-то неважно – кто его знает, что этим японцам-авторам аниме пришло в голову когда они рисовали аватара. Я же рассказываю о системе, на которой построены многовековые традиции целой цивилизации, а не рассматриваю фантастический мир Аватара
[Ответить]
Ноябрь 29th, 2010 at 14:31
да не, оригинальное аниме вообще не для европейцев нарисовано было. Видно у японцев другие представления о стихиях
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 14:33
Забавно… а вот как у японцев – не могу никак вспомнить.. По идее, все же должно быть также – ведь даже само число 5 гораздо уравновешеннее, чем 4 – потому что 4 направления и центр. Видно в Аватаре, для каких то своих целей упразднили элемент, сейчас посмотрю какой
[Ответить]
Ноябрь 29th, 2010 at 15:06
там не ни дерева ни металла. Огонь, вода. земля, воздух
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 16:23
Похоже, что они явные поклонники Ариcтотеля. Хммммм, а вот я не помнЮ, у греков еще добавлялся эфир вроде бы… не, не помню уже совсем – давно этим интересовался… В общем, Аватар – не «кошерное» аниме по китайским меркам, получается
[Ответить]
Январь 26th, 2011 at 01:04
у японцев тоже есть 5 энергий Земля, Вода, Огонь, Ветер и Пустота.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Январь 26th, 2011 at 01:11
Это в традиционном синтоизме?
[Ответить]
Ptah
29.11.201013:46
А выпускают клоунов
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 14:23
Угу,где-то так и есть. зато с дипломами
[Ответить]
Мечислав
29.11.201014:08
Самое непонятное, как металл порождает воду. На камнях и траве тоже появляется роса. И с воздухом действительно непонятка. Придется тебе еще про астрологию рассказывать в отдельном посте, чтобы развеять в пух и прах все мифы. Я посмотрел пост о том, какой год и кого наступает, но ответа там не нашел. Астрология, феншуй, буддизм, йога стали хорошими предметами для коммерции, ведь так здорово звучит, когда скажешь знакомым, что чем-то из этого занимаешься. По мне так со своими корнями разобраться, а не постигать восточные премудрости.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 14:29
То что я привел в посте о порождении – это скорее мнемоника для запоминания. Усин не стоит слишком прямо ассоциировать с материальными проявлениями стихий – к стихии металла принадлежат не только металлы. В чайной церемонии, например, Металл – человек .:) Возможно, для лучшего понимания усин подойдет ассоциация, в какой-то мере с «архетипами»? Юнг, вроде их разрабатывал и описывал
.
на номаде смотрел? там же таблица в виде рисунка прицеплена- я до 2019 года расписал – дальше лень стало.
Одно другому не мешает – при желании и свободном времени я мог бы столько же писать и о славянской культуре и скандинавской и индийской – знаний и непосредственного опыта хватает
[Ответить]
Ноябрь 29th, 2010 at 15:39
Вот именно, для того чтобы серьезно заниматься нужно время, правда под понятием серьезных занятий я не имею ввиду коммерческую основу, которая в большинстве случаев присутствует на многих ресурсах и курсах, посвященных предметам, названным в предыдущем комментарии.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 29th, 2010 at 16:19
Ну я же старенький много чего успел уже увидеть-узнать.
[Ответить]
Мечислав
29.11.201014:22
после У сина два квадратика в скобках это что?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Ноябрь 30th, 2010 at 01:14
五行 – Это? Иероглифами написано усин. В самом первом рисунке поста они же только крупно. У меня просто браузер нормально отображает иероглифы – пришлось научить
[Ответить]
twiceal Ответил:
Декабрь 6th, 2010 at 19:21
думаешь, многие научили?!
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 6th, 2010 at 20:26
Думаю, практически никто не учил
[Ответить]
twiceal Ответил:
Декабрь 13th, 2010 at 19:34
аффтар, ты где?! Ау…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 13th, 2010 at 20:48
В аське сижу – на тебя смотрю. Работаю я много – некогда новое писать в вудон. завтра по идее будет пост, если сегодня до часу ночи с работой управлюсь.
[Ответить]
twiceal
29.11.201022:15
Уже который год очень плотно занимаюсь темой у-син, преподаю живопись у-син. Честно Вам скажу, что данная статья немножечко (самую малость) страдает определёнными моментами. В переписке по личке могу объяснить какими. + по теме живописи у-син проконсультировать
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 1st, 2010 at 17:23
Пишите прямо здесь – я не претендую на истину в последней инстанции. Если есть ошибки или неточности – исправим. А по поводу живописи – я вам на мыло ответил.
[Ответить]
Андрей
01.12.201016:50
Очень хорошая статья! Мне тоже больше нравится называть «стихии», чем «элементы».
А в в технике живописи у-син у меня есть несколько периодов черно-белой графики, только я не подозревала, что это так эта философия рисования называется.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 6th, 2010 at 12:49
Спасибо Кстати я и сам не подозревал о существовании такой живописи – случайно наткнулся на интересный ресурс буквально перед публикацией. Так что впереди еще много интересного.
[Ответить]
Maria Trudler
06.12.201012:20
Концепция древняя, пора адаптировать- заменить дерево на пластик ))
А живопись у-син и мне весьма интересна!
[Ответить]
alexprim Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 18:31
это в Москве ((( Жаль
а в Донецке есть преподаватели?
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 22:04
Я не сталкивался. В Донецке могу только координаты учителя по ТайЦзи дать. Стиль У(Ву) мастера Му Ван Чена.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 22:03
Пластик материал, а дерево – стихия/энергия
[Ответить]
alexprim
07.12.201018:29
Вот вы говорите что все в Китае построено на данных «концепциях». Китайская культура является одной из древних. Но насколько такой «подход» эффективен в современное время или это больше дань традициям? Имеется ввиду все сферы жизни.
З.ы. Извините за ломанный язык, попытался выразить мысль
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 7th, 2010 at 22:02
Хм…. как вы думаете, насколько эффективно ушу, Тайцзи, китайская медицина? Продолжим ряд? Даосизм, практики чань (они же дзен)? Вопрос интересный, на самом деле.. Насколько соответствует действительности китайский лунный календарь и год по восточному календарю? Есть многое, что используется и довольно эффективно, есть много мистического (тем более, что китайцы – любители «напустить туману» – одна философия чего стоит ) Насчет дани традициям – это несомненно важно – у китайцев традиция почитания предков еще не отмерла. Но и факт, что многое, из того что привнес в мировое наследие Китай – эффективно и работает. В принципе я и пытаюсь разобраться в своих статьях, что эффективно, что нет.
Могу предложить вам провести на себе эксперимент – прочтите книгу по даосизму(например про Винни Пуха), даже полкниги будет достаточно, а потом попробуйте дать себе ответ – есть эффект или нет? Я считаю, что есть, отя словами его тяжело описать… Когда дело касается даосизма я становлюсь на удивление косноязычен.
[Ответить]
Декабрь 7th, 2010 at 22:36
Как говорит Светлана Бобровская, важнее не как отвечать на вопросы, а как их задавать. Обидно даже, что задать вопросы, на которые не знаем ответов, легче, чем отвечать на те, ответ на которые уже приготовлен…
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 8th, 2010 at 10:08
Ничего себе закрутил. Я два раза читал пока осознал. Правильно поставленный вопрос уже несет в себе часть ответа. Только не понял что обидного – это же естественно и, значит не стоит по этому поводу испытывать негативные эмоции. Кстати мне далеко не всегда составляет хоть какое-то затруднение необходимость отвечать, тем более, если ответ есть. Хотя помню точно, что в школе мне гораздо больше нравились задачи, на которые не было ответа в конце учебника, чем те, на которые был.
[Ответить]
Декабрь 8th, 2010 at 11:15
Без негативных эмоций нельзя познать позитивные. Согласен, что процесс поиска ответа на поставленный вопрос самая занимательная вещь. А мне нравилось находить в ответах в конце учебника ошибки. Были учителя, которые придя на урок спрашивали ответ на домашнее задание и те, у кого ответ не совпадал с ответом в учебнике, автоматически получали положительные оценки.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 8th, 2010 at 11:32
О да! Точно. Это были самые веселые задачи – на которые ответ с опечатками был дан. Решаешь задачу – смотришь для контроля ответ и прозреваешь. Проверяешь – все верно, а с ответом не совпадает – то еще веселье было
[Ответить]
Декабрь 7th, 2010 at 22:53
Я согласен с тем, что чтобы понять – надо вникнуть. Просто некоторые этим начинают увлекаться, мол модно, рассуждают о многих вещах, но это совсем не то, как если бы действительно вникнуть в суть. А ведь у китайцев корни глубоко и в любом случае нужно копать глубже, если человек хочет разобраться. Насколько я помню, возможно это стереотип, но далеко не каждый допускается к таким вещам а на познание нужно время, иногда очень долгое.
В общем я клоню к тому – в это или вникать с головой или проходить мимо
[Ответить]
Идущий Ответил:
Декабрь 8th, 2010 at 10:02
Я понял, хотя и не совсем согласен. Полное погружение – это конечно отлично, но возьмем, например, ушу. Можно глубоко вникать – читать литературу, поехать в Китай позаниматься в монастыре, медитировать, соблюдать диету и так далее. А можно просто заниматься – разучивая движения, тренируя тело. польза будет в обоих случаях, но во втором – чисто физическая. Хотя это тоже неплохо. А в общем случае, да – комплексное изучение гораздо эффективнее.
Тут мы подойдем к такому понятию, как менталитет У китайцев, даже не практикующих ушу, не интересующихся дзен, медитацией и даосизмом эти явления, что называется «в крови» – это давно уже стало частью их культуры и воспитания. У кого-то проявляется слабо, у кого-то сильно… Даже сам язык и письменность формируют определенный подход.
Никто не знает, во что в итоге «выльется» для каждого конкретного человека его увлечение, даже если изначально это – дань моде. Даже те, кто просто следует моде вносят определенный вклад в пропаганду интересующего их предмета.
[Ответить]
Дмитрий
07.12.201021:35
Есть разные концепции. В западноевропейской нет дерева и металла. Но восточная, на мой взгляд, больше проработана и используется в практике.
[Ответить]
Идущий Ответил:
Январь 28th, 2016 at 08:39
Западная вообще не достигла уровня систематизации, к сожалению. потому я и написал в статье:
[Ответить]
Cezarov
28.01.201603:35
Здравствуйте! Все точки зрения имеют право на существование. Это аксиома. Объясните, пожалуйста:
А) почему мы должны противопоставлять восточную медицину и западную медицину;
Б) есть ли в них противоречие;
В) в чем конкретно выражаются эти противоречия.
Мне кажется, китайские медики, используя древние восточную медицину и современную технологию, достигли больших результатов в оздоровлении человека, в отличии от нашей сегодняшней медицины. (Наша медицина на дне со своими электронными очередями (записаться очень тяжело), аптеки забиты бесполезными лекарствами, хороший врач – дефицит, конституционное право на бесплатное лечение …) Уверен – в ВОВ с здравоохранением в нашей стране было лучше …
[Ответить]
Июнь 11th, 2019 at 11:22
Потому что они и так противопоставлены, объективно. Отличаются даже самим подходом к лечению. Кратко говоря, западная ищет причину и устраняет только ее, а восточная рассматривает человека как целостность, в которой все внутренние части связаны. И способы лечения разные. По мне и тот и другой подходы несовершенны и требуют использования вместе (прямо, как инь и ян ).
Не соглашусь совершенно. Медицина очень развилась за последние десятилетия. Как в области диагностики, так и терапии и технического оснащения.
[Ответить]
Цыренжап
11.06.201907:32